Журнал "Зелёная стрела"
Меню раздела

Неожиданный Лондон

Поделиться

Любознательному туристу есть что посмотреть в Лондоне, британская столица на удивление богата достопримечательностями. Да и для ландшафтного туриста город не менее интересен, в списке его зеленых «шлягеров» – знаменитый Гайд парк, сад при Букингемском дворце, Сент Джеймс парк, Гринвич парк, Кенсингтон Гарденз и масса прочих впечатляющих ландшафтов, рекомендуемых путеводителями по Лондону.

Разумеется, все эти объекты достойны внимания, я сама начинала знакомство со столицей именно с них, однако со временем я открыла для себя другой Лондон – город, о котором не ведают туристы. Кто-то, вероятно, скажет, что за один короткий визит в лучшем случае можно увидеть лишь часть туристических «хитов», на остальное просто времени не хватит. Уверяю вас, что это не так, удивительное и невероятное встречаются в Лондоне повсюду, и обзор «обязательных» достопримечательностей вполне можно совместить с открытием города, о котором умалчивают путеводители. Докажу это на конкретном примере.

Сити – один из тех районов столицы, который притягивает туристов со всего мира. Это историческое ядро Лондона с правами отдельного города и собственным правительством. На вершине холма Ладгейт Хилл, самой высокой точке Сити, возвышается собор Святого Павла, рекомендуемый к осмотру всеми лондонскими путеводителями. Здесь также расположена крепость Тауэр, знаменитый одноименный мост и масса прочих всемирно известных культурно-исторических объектов. В общем, посетить Сити стоит, и, если вы решите это сделать, то, помимо знакомства с его «хитовыми» достопримечательностями, я настоятельно рекомендую вам заглянуть за фасады банков, офисов и прочих деловых заведений. Гарантирую, ваше любопытство будет вознаграждено -  свернув с улицы, вы окажетесь в ином мире, которому неведомы шум и суета мегаполиса. Здесь, в небольших двориках среди огромных зданий вы увидите удивительные зеленые мини-оазисы, совершенно незаметные с улицы.



В этих садиках не встретишь праздных туристов или неспешных прохожих, в рабочие часы клерки Сити энергично пересекают их, сокращая путь из одного офиса в другой, словно вовсе не замечая окружающей зеленой роскоши. Да, наверное, так и есть, в деловой спешке им не до любования природой.



Однако наступит время ланча, и те же самые служащие устремятся в эти крошечные зеленые кармашки, чтобы сбить темп дня и хоть ненадолго отрешиться от деловых забот. Они устроятся на скамейках с чашкой кофе и традиционным сэндвичем, или просто расслабятся под шелест листвы, бездумно любуясь окружающими цветами и зеленью.





От собора Святого Павла по пешеходному мосту, называемому Мостом Тысячелетия (Millennium Bridge), можно перейти на другой берег Темзы.



Ежедневно тысячи гостей и жителей города пересекают этот мост, но мало кто из них  знает, что шагают они по уникальной картинной галерее! Да, именно так, и возникла она из-за дурной привычки. Той самой, от которой трудно, а порой даже невозможно отказаться. Пока что ни одному муниципалитету мира не удалось убедить прохожих не выбрасывать на тротуар остатки использованной жевательной резинки, даже самые сознательные из них нет-нет, да и нарушат этот запрет. Для того чтобы избавить улицы от этой напасти, во многих странах существуют специальные чистильщики «гам бастеры» (gum busters), прилежно соскабливающие «отработанную» жвачку со всех мыслимых и немыслимых поверхностей. Только справиться с этой задачей совсем непросто, и грязно-белые кляксы расплющенной жевательной резинки можно видеть практически в любом городе мира, однако только в Лондоне на них можно узреть (при внимательном рассмотрении, конечно) картины. Их автор – художник Бен Вильсон, в течение шести лет создавший более 8000 необычных миниатюр. Все они систематизированы в его личном каталоге. Как правило, сюжет «полотна» задается формой расплющенной клейкой массы или архитектурными элементами окружающего городского пейзажа.





Чего ради столичному художнику вздумалось заняться таким необычным творчеством? Бен уверяет, что делает это из любви к родному городу. Когда он только начал создавать свои экстравагантные работы, его арестовали за ущерб муниципальной собственности. В полиции не сразу осознали, что ущерб-то уже нанесен теми, кто выбросил использованную резинку. Ошибка была исправлена, с Бена сняли обвинение, и столичный муниципалитет официально разрешил ему расписывать городские тротуары. С тех пор он делает это на законных основаниях. Работа художника всегда привлекает массу зрителей, и полицейские наблюдают за уникальным творческим процессом с не меньшим интересом, чем прохожие. У Мистера Жвачки (Chewing Gum Man – так в Англии прозвали Бена Вильсона) масса восхищенных почитателей, и я в их числе.
Идея использования жвачки в качестве холста кажется не только необычной, но и нереальной, разве можно закрепить на ней изображение? Бен нашел остроумное решение, в процессе работы он несколько раз прижигает жвачку паяльной лампой, и в результате она спекается в нечто вроде прочной эмали, которой не страшны ни подошвы многочисленных прохожих, ни погодные катаклизмы английской столицы. Большая часть работ Бена (около 5000 изображений) находится перед входом в Галерею современного искусства Тэйт и на том самом Мосту Тысячелетия, который перекинутом от нее к Собору святого Павла. Именно здесь я и сделала для вас эти фотографии, вот, полюбуйтесь.

















Для того чтобы вы могли составить представление о размере «полотен», я поместила рядом с одним из них монетку в 5 пенсов, ее диаметр18мм.



 

Мост Тысячелетия ведет прямо к знаменитой галерее Тейт Модерн. И здесь, на берегу Темзы, ландшафтного туриста ждет сюрприз - самый романтический минималистский сад столицы. Галерея не испытывает недостатка посетителей, однако сад они обычно не замечают, расположенная рядом реконструкция знаменитого шекспировского театра «Глобус», собор святого Павла напротив и сам музей с его броскими афишами перед входом отвлекают внимание от этого миниатюрного ландшафтного совершенства. Этот сад – одна из самых известных работ Дитера Киенаста, выдающегося швейцарского архитектора, признанного корифеем мирового ландшафтного дизайна ХХ века. В его творчестве часто прослеживается влияние минимализма. Галерея Тейт Модерн задает тон современному искусству Лондона, и сад возле нее, согласно замыслу архитектора, должен был стать воплощением ландшафтного авангарда. Сад выполнен в сдержанной бело-зеленой гамме.



Высаженные четкими геометрическими блоками серебристые березы делят пространство на несколько зон.



Выбор берез не случаен, они помогают создать легкий, не загроможденный пейзаж и обеспечивают элегантный барьер между рекой и зданием галереи. Береза – идеальное дерево для создания живых ширм, шелест ее трепетной листвы придает им особое очарование. Кроме того, эти белоствольные деревья великолепно смотрятся при подсветке, что исключительно важно в этой части Лондона, являющейся одним их центров ночной жизни города. Вечером стволы деревьев сияют в темноте подобно колоннам сказочного замка. Неудивительно, что этот фотогеничный сад исключительно популярен среди молодоженов, которые предпочитают именно здесь запечатлеть памятное событие своей жизни.



Геометрические блоки, на которые разделен сад, неодинаковы по размерам и пропорциям, что создает возможность для самого разного времяпровождения – от шумной игры, неспешной прогулки или ланча с друзьями до тихого уединения и мечтательного созерцания.







Ну, как, теперь вы верите, что даже в центре Лондона можно открыть для себя совершенно иной - неожиданный и малоизвестный город?

Автор: