Журнал "Зелёная стрела"
Меню раздела

Природа, эстетика, дизайн в садах Петера Берга (Peter Berg, руководитель компании "Garten Landschaft", Германия).

Поделиться

I.ПРИРОДА.

 

"Без природы не может быть эстетики - к этому выводу я пришел в результате многолетних исследований как ландшафтный дизайнер."

Природа - это источник вдохновения для Петера Берга. Он считает, что сады должны создаваться в гармонии с окружающей средой.

Берг черпает вдохновение у природы, находит здесь идеи для новых проектов. "Когда я путешествую у себя на родине, я сталкиваюсь с теми элементами, с которыми работает природа. Это природный камень, растения, вода," - делится ландшафтный дизайнер. Берг считает, что ландшафту не нужны неестественные материалы и не рассматривает их для своих садов.




 

1. По мнению Петера Берга, нет ничего более ценного, чем природный камень. Он неподвластен времени, и очень красив с патиной. Применять его можно повсеместно.

2. Растения - это лучший друг человека. Растения дают людям одежду и воздух для дыхания. Своей зеленью они придают эстетическую красоту садам. Польза растений очень многогранна. Растения понижают температуру, испаряют влагу, а также улавливают мелкую пыль. К сожалению стареют вещи и даже люди. Растения, однако, с возрастом становятся выше и прекраснее.

3. Вода - это жизнь. Вода для людей является привычной, и в то же время, без неё невозможно представить жизнь. Водоемы являются важным элементом и в садах Берга. Влага циркулирует, растения также участвуют в этой циркуляции, и для садов этот процесс очень важен.

"Например, в моем саду два года назад не было воды. Потом я построил там ручеек с водопадами, создал пруд. После появления водоема, разнообразие птиц в саду стало шире. И кроме того, появились звуки журчания ручья, и они здорово отвлекают от посторонних шумов."



 

II. ЭСТЕТИКА

Эстетике Петер Берг предлагает учиться у авторов японских садов. Он широко использует японские эстетические принципы в своих работах.

Однажды японский дизайнер Югатори дал Бергу книгу и заверил, что в Японии работают по принципу, изложенному в этой книге. Это принцип, который по-японски называется Ваби-саби (Vabi-sabi). Кратко можно сказать так: ничто не является завершенным, ничто не является совершенным. Когда осознаешь, что все человеческое несовершенно, тогда начинаешь понимать, что чрезмерный перфекционизм ведет к поражению. Тем не менее, дизайнеры должны стремится к завершенности и совершенству.

Всё не вечно! Люди должны содержать вещи в чистоте и порядке, но признаки старения, которые неизбежно появляются, не является недостатком. Эти признаки лишь показывают, что продукт живет и используется.

Например, новые свежие камни без патины выглядят хорошо, но камни с патиной являются более ценными для дизайна Петера Берга. Меняется их цвет, появляются какие-то растения, мхи и лишайники, и все это привлекает ландшафтного дизайнера.



 

III. ДИЗАЙН

Дизайн во всех своих направлениях играет большую роль в жизни людей в Германии. Например, здесь зародился архитектурный стиль под названием "Баухаус".

Если речь идет о ландшафтном дизайне, тут в первую очередь вспоминают англичан или японцев. У них богатая многовековая культура ландшафтного дизайна, создания садов и ухода за ними. Какие признаки говорят о хорошем дизайне, вне зависимости от конкретной сферы?

Эти признаки были сформулированы дизайнером Дитером Рамсом. Он считал: лучше меньше, но лучше. Также он утверждал, что хороший дизайн - инновативный, удобный в употреблении, долговечный и экологичный. Петер Берг уверен, что правила Дитера не утратили актуальности.

Когда в компанию "Garten Landschaft" обращаются клиенты, они хотят дизайн на долгие годы, чтобы структура сада оставалась неизменной. Поэтому принципы, которыми руководствуется Берг, направлены на создание ландшафта, способного прослужить несколько поколений.
 


 

1. Настоящее ничем нельзя заменить - считает Петер Берг.
В своих садах он использует только природные естественные материалы: камень, растения, воду.

2. "Или может быть все просто, или просто может не получиться".
Берг уверен, что хороший сад не нужно слишком усложнять. Многие современные технологии (полив, музыка, освещение) приводят к необоснованному удорожанию проекта и создают сложности во время работы в саду. Также ландшафтный дизайнер предпочитает использовать неприхотливые растения в своих посадках.

3. Контраст и многослойность.
Петер Берг любит создавать контраст между формальным и свободным. Играть объемами и размерами от малых до больших, например, сочетать насыпь из щебня с огромными валунами.

Многослойности можно поучиться у японцев. В их садах Петера Берга привлекает ступенчатость и прозрачность, и он с удовольствием использует эти приемы в своих дизайнах. Под крупными растениями остается достаточно пространства, туда высаживаются мелкие травы.

4. Функциональность.
Дизайн создан для того, чтобы делать жизнь людей проще. Вещи должны быть не только красивыми, но и полезными, простыми и удобными в использовании. Чем полезен сад? Здесь можно выращивать овощи, ягоды, посадить фруктовые деревья и собрать урожай. И конечно, сад служит для отдыха и расслабления, в нём можно заниматься спортом. Сад полезен и для экологии: здесь живут птицы и насекомые.



Таким образом, сад в представлении Петера Берга сочетает в себе японские мотивы и скандинавский дух. Принципы просты и дают в работе долговечный и невероятно эстетичный результат.