Журнал "Зелёная стрела"
Меню раздела

Пейзажные цветочные сады в среде современного города (на примере г.Минск)

В этой статье приводятся результаты исследования, посвященного организации пейзажных цветочных садов в современной городской среде, на примере г. Минска. Уточнено понятие «цветочный сад».

На основе изучения зарубежного опыта создания цветочных садов, а также анализа цветочно-декоративного оформления г. Минска разработаны рекомендации по организации пейзажных цветочных садов в данных климатических условиях.

Рекомендации включают: предложения по размещению и величине цветочных садов, их планировочной структуре, колористическому решению, структуре цветочных композиций и ассортименту растений. Разработаны: графические модели планировочных решений, схема предложений размещения в г. Минске цветочных садов.

Введение.

Цветочное оформление города является немаловажным аспектом формирования комфортной визуальной, эстетически-привлекательной среды для человека. Современные темпы урбанизации, ухудшение экологического состояния окружающей среды приводят к необходимости использования наиболее рациональных приемов ландшафтного преобразования территории. Перспективным подходом к организации ландшафтной среды современного города могут стать пейзажные цветочные сады, которые преподносят идею природного растительного сообщества, как универсального стиля садового оформления [1].

В ходе исследования потребовалось уточнение понятия «цветочный сад». В настоящее время, в законодательно утвержденной терминологии понятие «цветочный сад» как таковое отсутствует. Однако перспективность данного приема ландшафтного преобразования территории дает предпосылки о включении его в понятийно-терминологический аппарат организаций, отвечающих за городское цветочное оформление.

Согласно ГОСТ 28329-89 «Озеленение городов: термины и определения» [2], сад – «это «озелененная территория общего пользования от 3 га в селитебной зоне с возможным насыщением зрелищными, спортивно-оздоровительными и игровыми сооружениями». В нормативном документе также прописано определение понятия «моносад» – сад или его часть, где культивируются растения, принадлежащие одному роду. Анализируя два понятия, можно определить пейзажный цветочный сад, как разновидность моносада, где культивируются растения одного экотипа.

Расширение понятие «сада» можно проследить в документе «Методические рекомендации по проектированию «Правила проведения озеленения населенных пунктов», утвержденные приказом Минстройархитектуры №101 от 20.04.2016 [3]. Согласно данному документу, «сад – благоустроенная озелененная территория, где культивируются древесные, кустарниковые и цветковые растения, может содержать элементы рекреационной инфраструктуры (дорожно-тропиночная сеть, возможно детские, спортивные площадки и оборудование, МАФ). Предназначен для повседневного кратковременного отдыха и ландшафтно-архитектурного оформления застройки. Различают: городской сад, сад жилого района с участием элементов рекреационной инфраструктуры для кратковременного отдыха; моносад, где преобладают специально культивируемые древесные и кустарниковые растения одного рода (розарий, сирингарий, примулярий и т. п.); дендросад (дендропарк), содержащий коллекцию интродуцированных и аборигенных видов растений, культивируемых в открытом грунте; сад (парк) камней с участием насаждений, композиций из валунов, альпийских горок; сад скульптур с участием насаждений, скульптур, композиций из МАФ».

Также в документе указано, что «перечень благоустроенных озелененных территорий может быть расширен за счет создания и других их разновидностей, например: ароматический парк (сад, сквер), состоящий из специальных композиций растений, обладающих ярко выраженными ароматическими свойствами; парк (сад, сквер) здоровья – включающий виды деревьев и кустарников, обладающие лечебными свойствами, специальные тренажеры, бего-вые и велодорожки; сад (сквер) непрерывного цветения, состоящий из растений с последовательными периодами цветения и т. д.».

В данном исследовании принято, что цветочный сад в городской среде   ̶  целостная пространственно-композиционная структура, обладающая единым художественным замыслом, основная роль в которой отводится посадкам многолетних травянистых растений. Цветочный сад может являться самостоятельным объектом ландшафтной архитектуры и дополнительно включать в себя такие элементы благоустройства, как дорожно-тропиночную сеть, фрагменты газонного покрытия, малые архитектурные формы и т. д. Озеленение существующих объектов городского ландшафта может предполагать использование принципов создания сада, как отдельного приема пейзажного цветочного оформления территории.

Анализ источников информации по теме исследования показал, что в отечественной и зарубежной практике имеется существенный объем научных трудов, связанных в большей степени с многолетними травянистыми растениями, их биологическими особенностями роста и устойчивостью в городской среде [4]. Есть разработки, посвященные особенностям колористического и композиционного решения элементов цветочно-декоративного оформления рекреационных пространств, магистралей и площадей центральной части г. Минска [5]. Однако в данных исследованиях речь идет об отдельных элементах цветочного оформления. В целом, теоретические материалы по созданию пейзажного цветочного сада в условиях белорусской практики, использования его в качестве комплексного подхода к цветочному озеленению города, отсутствуют. Данный факт подтверждает актуальность проводимого научного исследования, его научную новизну и практическую значимость.

Основная часть.

Становление принципов создания пейзажного цветочного сада можно проследить с XIX века. Сторонником «дикого», или естественного, направления в развитии садовой архитектуры являлся Уильям Робинсон, который ввел понятие «дикий сад». Гертруда Джекилл,  известная во всем мире, как теоретик и практик садового искусства, создала новый тип – «лесной сад», полный тенелюбивых растений.

Немецком садовник Карл Форстер развил идеи «натургардена». Смысл натургардена состоял в попытке создания сада как единого организма, живого единства деревьев, кустарников и многолетников. Одними из первых К.Форстер поместил в сад декоративно-цветущие злаки и папоротники. Внимание Форстера преимущественное к травянистым многолетникам не случайно. Он считал, что именно многолетники скорее других растений помогают понять замысел сада и яснее его выразить. [6]. 

В настоящее время, в мировой ландшафтной архитектуре четко сформировалась тенденция к созданию экологических садов с использованием широкого ассортимента многолетних травянистых растений. В городском цветочном оформлении на первый план выходят устойчивость посадок, снижение трудозатрат по уходу за декоративными культурами, сохранение и поддержание растительного биоразнообразия. Именно эти принципы лежат в основе нового направления цветочного оформления  ̶  «Новая волна». Всемирную известность получило творчество таких ландшафтных архитекторов, садоводов и дизайнеров, как Пит Удольф, Дэн Пирсон, Рой Диблик, Том Стюарт Смит, Сара Прайс и др. В России ландшафтный архитектор Анна Андреева является автором цветочных садов на Крымской набережной, в парке Музеона, на Триуфальной площади, в парке Садовники. У каждого представителя ландшафтного направления «Новая волна» свой почерк, свои принципы и подходы формирования цветочных композиций из многолетних травянистых культур.

В отечественной практике озеленения городов, создание цветочных садов в большей степени относится к устройству так называемых моносадов: сада альпийских растений, теневого сада, розария, сирингария и т.д. При создании отдельных цветочных композиций, в большинстве случаев, создаются классические цветники из однолетников или смешанные цветники. Такого рода цветники требуют прежде всего больших экономических ресурсов по ежегодному приобретению растений, созданию и содержанию. Отечественная практика требует пересмотров подходов к цветочному оформлению как локальных фрагментов города, так и архитектурно-ландшафтных объектов в целом (скверов, парков, бульваров и т.д.). Одним из подходов может стать концепция пейзажного цветочного сада.

На основании анализа опыта отечественных и зарубежных ученых в области проектирования элементов городского цветочного оформления, а также результатов собственных исследований, были разработаны рекомендации по созданию пейзажных цветочных садов в условиях городов Республики Беларусь. Рекомендации включили следующие направления:  предложения по размещению и величине цветочных садов, их планировочной структуре, колористическому решению, структуре и ассортименту растений.


1) Размещение в архитектурно-ландшафтной среде города. Цветочный пейзажный сад может быть организован:

- как самостоятельный объект ландшафтной архитектуры (по принципу малого сада) на открытых пространствах города;
- в структуре другого ландшафтного объекта или озелененной территории (парка, сквера, бульвара, набережной, зеленого коридора, сады жилой застройки);
- в структуре зданий и сооружений (сад на крыше или на искусственном основании, курдонер, внутренний дворик, терраса, стилобат) (рисунок 1).

 

Рисунок 1. – Схемы расположения цветочных садов в архитектурно-ландшафтной среде города

Если вы читаете эту статью, вам может быть интересна эта программа:

2) Величина пейзажного цветочного сада определяется его расположением в планировочной структуре города или структуре ландшафтного объекта, функциональным назначением. На основании анализа зарубежного опыта предлагается следующая типология цветочных садов по величине:
1. до 0,05 га (сады на террасах, во внутреннем дворике здания, саде на крыше, в курдонере, в дворовом саду в жилой зоны);
2. 0,05–0,3 га (сады на крыше, микрорайонные и районные сады, сад жилой группы, скверы, бульвары);
3. 0,3–1,0 га (самостоятельные цветочные сады, районные сады, скверы, набережные, зеленые коридоры;
4. 1,0–2,0 га (самостоятельные цветочные сады, набережные, зеленые коридоры, парки и парковые комплексы);
5. более 2,0 га (самостоятельные цветочные сады, цветочные сады в структуре крупных парков и парковых комплексов).

3) Планировочное решение. При создании пейзажного цветочного сада как самостоятельного объекта ландшафтной структуры городского пространства, большое значение имеет выбор типа планировочной структуры объекта, которая определяет взаимное расположение всех его основных элементов.
По типу планировочной организации цветочного сада можно выделить следующие типы структур:  линейная; глубинно-пространственная; свободная.
Линейный тип планировочной структуры цветочного сада подразумевает, прежде всего, выполнение его прогулочной функции. Такая структура может быть применена для озеленения набережной, бульвара, парковой территории и т. д. Элементы цветочного оформления при таком типе сада нанизываются на линии пешеходных и велосипедных маршрутов. Графическая модель линейного цветочного сада приводится на рисунке 2.

Рисунок 2. – Графическая модель линейной планировочной структуры пейзажного цветочного сада

Планировочный характер глубинно-пространственного типа цветочного сада выявляется за счет различного членения его планировки в горизонтальной плоскости. Сады глубинно-пространственного типа имеют компактную форму, систему дорожно-тропиночной сети в пределах границ объекта, могут иметь или не иметь выраженный композиционный центр. Выделяют следующие подтипы данного вида пространственной структуры сада: замкнутая; секторная; кольцевая; ячеистая; комбинированная.
Замкнутый тип планировочной структуры цветочного сада характеризуется прежде всего «созерцательной» функцией: объект не имеет выраженного внутреннего разделения на отдельные элементы. Такой тип сада ориентирован на восприятие извне и характерен, в первую очередь, для размещения внутри архитектурных сооружений. Графическая модель замкнутой планировочной структуры цветочного сада приводится на рисунке 3.

Рисунок 3. – Графическая модель замкнутой планировочной структуры пейзажного цветочного сада

Секторный и кольцевой типы планировочных структур характеризуются размещением элементов цветочного сада вокруг композиционного центра, в роли которого может выступать отдельная цветочная композиция, малая архитектурная форма, постройка и т. д. Ощущение организованности пространства в такой композиции возрастает в направлении к архитектурному объему и уменьшается по мере удаления от него. Графические модели секторной и кольцевой структуры цветочного сада приводятся на рисунках 4 и 5.

Рисунок 4. – Графическая модель секторного типа планировочной структуры пейзажного цветочного сада

 

Рисунок 5. – Графическая модель кольцевого типа планировочной структуры пейзажного цветочного сада

Формирование композиционного центра является важной составляющей планировочной организации глубинно-пространственной структуры. Этот центр выявляется своим главенствующим положением относительно второстепенных элементов пространственной композиции. Такое положение может выражаться в трех основных видах:
− центр выделяется как центральный элемент композиции, вокруг которой располагаются второстепенные элементы;
− центр замыкает горизонтальную ось, по сторонам которой располагаются второстепенные элементы;
− формирование центра происходит на основе асимметричного расположения вокруг него подчиненных элементов.
Ячеистый тип планировочной структуры характеризуется отсутствием ярко-выраженного композиционного центра. Все элементы цветочного оформления и дорожно-тропиночной сети равнозначны между собой и равномерно размещены в пространстве. Пример графиче-ской модели ячеистой планировочной структуры приводится на рисунке 6.

Рисунок 6. – Графическая модель ячеистого типа планировочной структуры пейзажного цветочного сада

Типы планировочных структур цветочного сада также могут быть совмещены в комбинированный тип, образующий сложную планировочную систему расположения пространственных элементов. Пример графической модели комбинированной планировочной структуры приводится на рисунке 7.

Рисунок 7. – Графическая модель комбинированного типа планировочной структуры пейзажного цветочного сада

Свободная планировочная структура не имеет выраженных признаков того или иного из приведенных типов структур. Пример графической модели свободной планировочной структуры приводится на рисунке 8.

Рисунок 8. – Графическая модель свободного типа планировочной структуры пейзажного цветочного сада

Все подтипы глубинно-пространственной планировочной скульптуры, как в случае с линейной и свободной структурами, можно классифицировать по форме элементов цветочного оформления на геометризированные и свободно-пейзажные. Применительно ко всем типам цветочных садов можно также выделить симметричное и ассиметричное расположение планировочных элементов.

4) Колористическое решение цветочного сада. Выбор цветовой гаммы цветников зависит от многих факторов: архитектурное окружение сада, художественная концепция, степень предполагаемого эмоционального воздействия на человека и т. д.
Типология колористических решений пейзажных цветочных садов предполагает деление всех цветников по типу воздействия на человека на холодные и теплые («горячие»).  Определяющий смысл понятия цветовой «температуры» имеет эмоциональная составляющая, что придает ему большую субъективность, хотя согласие с общепринятым делением на теплые цвета и холодные цвета носит глобальный характер.

По типу сочетания основных и дополнительных цветов в композиции, можно выделить следующие типы колористических решений:

1. Монохромное: вся композиция построена на сочетании декоративных культур одной цветовой гаммы, на первый план выдвигается фактура растения.
2. Контрастное:
– контраст по качеству (контраст между насыщенными, яркими и блеклыми, тусклыми цветами);
– контраст по цвету (образуется различными тонами цветового спектра);
– одновременный (симультантный) контраст: сочетание хроматических и ахроматических цветов;
– полихромное (сочетание в композиции широкого спектра тонов) (рисунок 9).

Рисунок 9. – Схема примеров колористических решений цветочного сада

5) Структура и ассортимент растений. На целостность и «читаемость» цветочного сада влияет тип расположения растений. Рекомендуется использовать разработанную голланд-ским ландшафтным дизайнером Питом Удольфом систему растительных посадок [7]:
− монопосадки;
− смешанные посадки:
а) матричное размещение растений;
б) размещение растений блоками (чистые и смешанные блоки);
в) сочетание блочной схемы посадки и матричной.


Для условий Республики Беларусь также предложены следующие рекомендации:
− при разработке структуры цветника учитывать его мозаичность (горизонтальное устройство). Оно определяется использованием растений с разной степенью разрастания (доминирующие, дополняющие, заполняющие). При создании композиции из многолетних травянистых культур необходимо соблюдать оптимальное соотношение структурных видов растений и растений наполнителей: 70% и 30% соответственно; при создании композиции из многолетних травянистых культур необходимо соблюдать оптимальное соотношение структурных видов растений и растений наполнителей: 70% и 30% соответственно;
− для обеспечения устойчивости посадок многолетних культур рекомендуется использование схем размещения растений, схожих естественными растительными сообществами (матрица);
− использовать неполное соответствие состава блоков− в городских пейзажных цветочных садах рекомендуется имитировать природу лугов и лесов с более яркими красками и более сильным декоративным эффектом, чем в природных сообществах;
− для обеспечении непрерывности цветения предусматривается определенное соотношение цветущих видов по сезонам года: 30% – весеннецветущие, 45% – летнецветущие, 25% – осеннецветущие;
− для заполнения пустых пространств между молодыми посадками многолетних культур целесообразно высаживать однолетние виды, имеющие схожий пейзажный облик с основными видами.
Также в рамках данного исследования была разработана схема с предложениями по размещению пейзажных цветочных садов на ландшафтных объектах вдоль центральных магистралей г. Минска (проспект Независимости и проспект Победителей). Представлена на рисунке 10.

Рисунок 10. – Схема размещения пейзажных цветочных садов вдоль проспекта Независимости и проспекта Победителей (предложение)

Кроме того, в рамках исследования разработана визуальная концепция создания пейзаж-ного цветочного сада на площади Якуба Колоса (рисунок 11).

Рисунок 11. – Концепция организации пейзажного цветочного сада на площади Якуба Коласа

Заключение.

Предложенная в исследовании концепция предусматривает комплексный средовой подход к организации цветочного сада в городе. В ходе исследования уточнено понятие «цветочный сад». Предлагается рассматривать цветочный сад, как объект пространстве самостоятельный, так и в составе других объектов городской системы озеленения (парков, скверов, набережных и др.). Кроме того, цветочный сад может организовываться как отдельный прием пейзажного цветочного оформления городской среды. В ходе выполнения работы были изучены исторические предпосылки возникновения цветочных садов, а также проанализирован и систематизирован зарубежный опыт создания цветочных садов и композиций в стиле «Новой волны». Анализ отечественной практики создания городских цветочных композиций на примере г. Минска, лег в основу рекомендаций по созданию пейзажных цветочных садов в среде современного города. Рекомендации включают: предложения по размещению цветочных садов, типологию садов по величине, рекомендации по планировочной структуре, колористическому решению, а также структуре цветочных композиций в саду и ассортименту растений. В рамках исследования были также разработаны: графические модели отдельных видов пейзажных цветочных садов; предложения по размещению цветочных садов вдоль центральных магистралей города Минска (на проспекте Независимости и проспекте Победителей); визуальная концепция организации пейзажного цветочного сада на площади Якуба Коласа в г. Минске.

Литература
1. Сидоренко М.В., Тырина Е.М. Предпосылки современных подходов к созданию пейзажных цветочных садов в современной городской среде на примере г. Минска / Лесное хозяйство: тезисы 80-й науч.-технич. конференции профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов, Минск, 1–12 февраля 2016 г. [Электронный ресурс] / отв. за издание И.М. Жарский; УО «БГТУ». – Минск: БГТУ, 2016. – С. 104.
2. Озеленение городов: термины и определения: ГОСТ 28329-89. – Введ. 01.01.97. – Минск: Стандартинформ: Белорус. гос. ин-т. стандартизации и сертификации, 2008. – 10 с.
3. Методические рекомендации по проектированию «Правила проведения озеленения населенных пунктов» Приказ Минстройархитектуры №101 от 20.04.2016
4. Макознак Н.А., Березко О.М., Бурганская Т.М., Козлова М.В. Особенности композиционного и колористического решения элементов цветочно-декоративного оформления тер-иторий рекреационного назначения г. Минска / Труды БГТУ. – 2011. – №1: Лесное хоз-во. – С. 219–223.
5. Макознак Н.А., Березко О.М., Бурганская Т.М. Специфика колористического и ком-позиционного решения цветочно-декоративного оформления магистралей и площадей центральной части г. Минска / Труды БГТУ. – 2012. – №1: Лесное хоз-во. – С. 245–248.
6. Тырина Е.М., Сидоренко М.В. Анализ становления приемов цветочного оформления (XIX-XXI вв.): материалы регион. межвуз. науч.- практ. студ. конф. (12–13 апр. 2016 г., г. Новосибирск) / Новосиб. гос. аграр. ун-т. – Новосибирск: ИЦ «Золотой колос», 2016. – С. 93–95.
7. Матрицы Пита Удольфа. Парк Лурье [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://lante.by/index.php/stati/470-matritsy-pita-oudolfa-sad-lure. – Дата доступа: 28.09.2016.

Авторы: Тырина Екатерина Михайловна, магистр ландшафтного проектирования и строительства, БГТУ
Сидоренко Марина Вячеславовна, кандидат архитектуры.