Журнал "Зелёная стрела"
Меню раздела

Нераскрытый потенциал воды в Санкт-Петербурге

Поделиться

Судьба Петербурга с момент основания неразрывно связана с водой. Стремление амбициозного государства к выходу на Балтику и обретению новой роли морской державы когда-то породило этот город. С тех пор на протяжение веков именно вода оставалась важнейшей градоформирующей субстанцией, примеряя на себя разные роли: она то рождала городские ансамбли, становясь центральным элементом городских панорам, то яростно уничтожала постройки на своих берегах, запуская процессы обновления; она служила транспортной артерией и становилась ареной военных баталий; она вращала турбины растущей промышленности и питала фонтаны на площадях; с ней боролись, заковывая в гранит и строя дамбы, ей дарили новые русла и посвящали стихи. До недавнего времени воде в Петербурге никогда не доставались роли второго плана.
Но в последние десятилетия все изменилось, и водные артерии Петербурга практически утратили свое значение. Сегодня город, носящий название Северной Венеции, почти полностью исключил воду из городской жизни. Набережные оказались прикрыты скоростными магистралями, берега спрятаны промзонами и гаражными кооперативами. И только малая доля центральных рек и каналов используются для водных прогулок туристов и в качестве фона для открыточных фотосессий. Еще недавно главный источник городского богатства превратился сегодня в его самый недооцененный актив.



Закрытая набережная-магистраль Охты. Фото взято из группы МАЛАЯ ОХТА Санкт-Петербург. Фотоархив

Но Петербург все еще полон воды! Хотя с XVIII века было засыпано не менее двух третей всех первоначальных рек и искусственно вырытых каналов, на территории города все еще расположено около 800 водных объектов и протекает 94 реки общей протяженностью порядка трехсот километров. А в десятиминутной пешеходной доступности от водоемов расположено около 80 % территории Петербурга!



Схема потенциалов речного каркаса Санкт-Петербурга ©MLA+

Водные артерии и прилегающие к ним пространства – неоцененный и неиспользуемый на сегодняшний день экологический, рекреационный, коммуникационный и имиджевый актив и потенциал Петербурга! Они все еще не растеряли способность преображать город, решать его насущные проблемы.

Чем могут стать реки и их берега для современного Петербурга?

• Пространством для развития и экспериментов
Многочисленные промзоны и гаражные кооперативы «серого пояса», значительная часть которого расположена на берегах малых рек, могут стать очагами нового городского развития 21 века. Эти участки, расположенные близко к центру, являются территориальным ресурсом для строительства новых современных многофункциональных городских районов.



Схема речного каркаса в сером поясе Санкт-Петербурга ©MLA+

• Основой для формирования нового привлекательного образа жизни современного петербуржца – жизни у воды
Создание возможностей для жизни у воды (повседневный контакт с водой, виды на воду, прогулки у воды, водный спорт, купание, рекреация у воды и пр.) для максимального количества горожан и гостей города должна стать одной из стратегических целей городского развития. Это не только повысит общее качество жизни в городе, но и улучшит позиций Петербурга в конкурентной борьбе за лучшие кадры на международной арене.



Жизнь на воде в Амстердаме

• Возможностью для развития новой городской мобильности и решения транспортных проблем
Малые реки города текут из периферии в центр и могут стать естественными новыми коридорами альтернативной городской мобильности – превратиться удобные велопешеходные маршруты. Развитие велопользования приведет к снижению нагрузки на улично-дорожную сеть в пиковые часы и подарит жителям, совершающим ежедневные поездки из «спальных» районов города в центр, альтернативный, более здоровый и экологичный способ передвижения.



Схема вело-пешеходных зеленых рек ведущих из периферии в центр ©MLA+

• Экологическим ресурсом для устойчивого развития города
Реки в городской среде с сохранившимися естественными берегами в ЕС признаны ценными экосистемами и ландшафтами. Их сохранение и поддержание в природном состоянии является осознанной политикой этих государств. Петербург все еще обладает экологическом активом в виде водных артерий, не заключенных в бетонные и гранитные оковы и не превращенных в автомагистрали. Часть этих территорий должна сохраняться в природном состоянии, а часть может стать местом для новых городских рекреационных зон и парков. Сами реки и их зеленые берега являются потенциальной основой связанного водно-зеленого каркаса города.

Фото: Мальмо, Швеция.

Для того, чтобы стать драйверами общегородской трансформации реки Петербурга должны вновь оказаться объектами внимательной и продуманной градостроительной политики. Ниже мы предлагаем набор подходов, применение которых даст возможность раскрыть неиспользованные потенциалы петербургских рек.

Меры по развитию потенциала рек Петербурга:

• Открыть доступ к береговой полосе для жителей города
Несмотря на положения Водного Кодекса РФ, значительная доля берегов малых рек города закрыта для доступа горожан. Открыть набережные для прохода, освободив 20-тиметровую полосу вдоль воды, - первый шаг на пути признания водных артерий в качестве ценностей города.


• Связать воду с прилегающими территориями
Прилегающие к воде территории занимают около 80% площади города, однако непосредственно к водному фронту зачастую примыкает промышленная застройка, массивы гаражных кооперативов и коммунально-складские зоны. Необходимо формирование системы перпендикулярных связей и интеграция набережных в жизнь
соседних районов. Линейные парки речных долин помогут инициировать позитивные преобразования соседствующих территорий и стимулировать девелоперскую активность на пустующих и неэффективно используемых участках.

 


• Связать водные объекты города единой непрерывной велопешеходной сетью
Велопешеходный каркас – система общественных пространств и связывающих их велопешеходных маршрутов, пронизывающих всю территорию города. Долины малых рек Петербурга – Охты, Оккервиля, Волковки, Чёрной речки и других – могут стать новыми осями городского развития, превратившись в линейные парки, которые ведут от периферийных районов города к его центральной части. Образовавшаяся лучевая структура наделяет реки важной ролью в коммуникационной системе города: по ним могут быть проложены велопешеходные дорожки, способные облегчить проблему маятниковой центр-периферийной миграции.


• Связать городские центры водным транспортом
Система речных трамваев, водных такси, паромных переправ при грамотной организации может стать отличной внеуличной сетью магистрального транспорта, не зависящего от пробок и внешних обстоятельств. Также она может работать быть основой экскурсионно-рекреационного судоходства и работать на развитие имиджа Петербурга как города на воде.



• Подключить водные артерии к зеленому каркасу города
Зеленый каркас объединяет элементы природных рекреационных пространств (зеленые насаждения и водные объекты) в единую связную городскую сеть. Зелёный каркас в том числе выступает и природно-экологическим каркасом – системой водных пространств и зеленых насаждений разных форматов, нацеленных на сохранение и развитие городских экосистем и поддержание биоразнообразия. В Петербурге различные рекреационные зоны зачастую не связаны между собой и не формируют единую систему с возможностью непрерывного перемещения.



• Остановить дальнейшее превращение набережных в автомагистрали
По действующему генеральному плану Петербурга на месте многих зеленых на сегодняшний момент набережных запланировано строительство новых автомагистралей. Во многих городах мира уже совершили эту ошибку и тратят финансовые ресурсы на возвращение берегам рек рекреационных и велопешеходных функций. Важно при пересмотре генерального плана заложить в него новый для Петербурга подход в отношении к набережным.



Проект в Мадриде, Испания


• Активировать берега с помощью открытия застройки к воде\формирования активного фронта
В прошлые века город развернулся к малым рекам не самой парадной стороной, разместив на них заводы, гаражные кооперативы и коммунально-складские зоны. На наших глазах часть этих территорий трансформируется и застраивается жилыми кварталами и бизнес-центрами. Однако в условиях отсутствия понимания ценности водных ресурсов и комплексной программы развития прибрежных территорий многие новостройки продолжают игнорировать этот городской актив, выводя на береговой фронт равнодушные многоэтажные корпуса либо превращая прибрежные полосы в парковки. Необходимо формирование политики и регламентов застройки территорий, примыкающих к Водному каркасу, чтобы повернуть новую застройку лицом к малым рекам.

• Активировать берега за счет событий
События и мероприятия на воде – ключевая стратегия привлечения людей к берегам и активации территорий в условиях отсутствия постоянной инфраструктуры. Проведение мероприятий позволяет сформировать дальнейший запрос на преобразования среди жителей.



Чхонгечхон


• Активировать берега за счет создания объектов-магнитов и плавучей инфраструктуры
Объекты-магниты и объекты плавучей инфраструктуры – катализаторы преобразований, способные привлечь аудиторию. В условиях закрытости и «неизведанности» объектов водного каркаса, такие объекты должны появиться для того, чтобы показать горожанам новые возможности использования приводных территорий. Это могут быть как памятники архитектуры, скрытые сегодня на территории промышленных зон, реновированные индустриальные объекты или новые здания с востребованной функцией.



Подходы к благоустройству долины реки Смоленки


На примере участка набережной реки Смоленки мы хотим продемонстрировать применение подходов к работе с берегами малой реки, большая часть которой выходит к жилым городским кварталам.


1. Оптимизация уличной сети, урегулирование парковки
• оптимизировать проезды — «прижать» их к домам, освободив место для линейного парка на берегу реки
• повысить безопасность пространства — поднять проезжую часть в один уровень с тротуаром и заменить асфальт на мощение, снизив скорость движения автомобилей
• активизировать первые этажи зданий, к которым теперь идёт пешеходный и автомобильный поток, стимулируя уличную жизнь


2. Улучшение связности за счет создания пешеходных дорожек и пешеходного моста
• создать сеть велопешеходных дорожек вдоль воды и к объектам-аттракторам для удобства жителей и разнообразия прогулочных маршрутов
• построить новый легкий пешеходный мост через Смоленку для связи острова Декабристов с Камским садом и всей прилегающей частью Васильевского острова. Сегодня расстояние между двумя ближайшими мостами составляет 750 метров, что нарушает связность городского пространства.


3. Создание естественной и экологичной набережной
• лаконичные спуски к воде и понтоны не только сохранят естественный характер берега реки, но и позволят организовать комфортное общественное пространство у воды
• использование естественных дренажных систем для работы с загрязнением воды и подтоплением территории (биодренажные сады, клумбы и зелёные композиции под водостоком зданий, а также фильтрующие гравийные каналы для задержания и очистки дождевой и талой воды перед ее попаданием в реку и пр.)

• укрепления берега реки камнями (а не бетоном) с целью предотвращения дальнейшей эрозии берега и организации комфортного спуска

4. Формирование диапазона активных и спокойных общественных пространств для удовлетворения потребностей различных групп жителей района



Участок реки Смоленки: было


Участок реки Смоленки: стало. Иллюстрация: Илья Беляков ©MLA+ для «Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца» https://spb.city4people.ru

Концепция реорганизации долины реки Охты


На примере участка реки Охты мы хотим показать, как могут быть переосмыслены и трансформированы промышленные территории на берегах малых рек Петербурга.

Схема соотношения промышленных и общественно-жилых зон на реке ©MLA+


Берега Охты на протяжении всего периода освоения были по большей части промышленными и складскими. Современный этап развития связан с их деиндустриализацией и застройкой монофункциональными жилыми комплексами. При этом любое освоение одной функцией в потенциале несет негативные последствия: меньшая экономическая устойчивость, рост нагрузки на транспортные системы, повышенные расходы на оснащение инфраструктурой, опустение территории в определенную часть дня и пр.
Многофункциональное развитие (mixed use development) предполагает размещение в одном здании или на одном участке двух или более функций. При этом не один функциональный компонент не должен занимать более 60% всего пространства. Это может быть комбинация жилого, коммерческого, промышленного, офисного, культурного, институционального или другого вида использования земли.



Схема зеленого каркаса и мультифункционального зонирования на реке ©MLA+


Мультифункциональное использование – не новый концепт. В исторических поселениях всегда смешивались виды использования территории. Первые слободы на Охте, появившиеся в 18 веке, также являются примерами смешанного использования, где на одной компактной территории располагалось и жилье с огородами и подсобным хозяйством, и заводы, и церкви.


Схема квартала смешанного использования ©MLA+

Ориентируясь на исторический опыт Охты, а также на современные теории многофункционального проектирования мы хотим предложить сбалансировать городские функции вдоль берегов реки: сохранить эффективные и экологически чистые промпредприятия, оптимизировать неэффективно используемые территории бывших заводов, мягко инкорпорировать новые функции в сложившуюся среду (жилье, культура, образование, офисы и пр.).

Парадные берега и временное использование


В градостроительной практике Петербурга очень не хватает категории временного использования территории. Мы можем годами спорить о будущем каких-то пространств, обсуждать концепции, менять застройщиков, а меж тем жизнь проходит за синим забором. Прекрасным примером служит участок набережной Малой Невы на Ватном острове, с 2011 года не доступный к посещению горожанами.


Набережная Тучков буяна: было
 


Набережная Тучков буяна: стало. иллюстрация: Сергей Комаров. ©MLA+ для «Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца» https://spb.city4people.ru


Применение категории временного использования в отношении этого исторического места с панорамными видами уже сегодня могло бы позволить открыть узкий участок набережной, создать новый пешеходный и велосипедный транзит вдоль реки от Биржевого моста к Тучкову без автомобилей, нивелировать негативный эффект от долгостроя и сформировать новую точку взаимодействия горожан с водой.
Использование пространства воды для создания временных архитектурных объектов открывает массу возможностей для тестов и экспериментов, формирования новых запросов и новой экономики, нового взаимодействия с береговой линией. Создание временных объектов, не разрушающих существующую ткань города, особенно важно для исторических городов, находящихся под охраной, каким является Петербург — это позволяет протестировать самые смелые решения, создавать абсолютно новые современные общественные пространства без риска навсегда испортить исторический ландшафт.

Заключение
Петербург обладает важным нераскрытым и малоиспользуемым потенциалом в виде разветвленной речной сети и набережных. Для того чтобы максимально его раскрыть на текущем этапе развития важно договориться об общем понимании ценностей прибрежных территорий и разработать регламенты их застройки и использования. Основой таких регламентов могут стать предложенные в статье принципы, разработанные в процессе проектирования берегов отдельных малых рек Петербурга.

Яна Голубева, Эльвира Гизатуллина