Гордость без предубеждения, или Открытые сады Англии
Садоводы – исключительно любопытный народ. Редкий из них пройдет мимо чужого сада, не поддавшись искушению заглянуть через изгородь, чтобы узнать, что там происходит. С другой стороны, каждый из них воспринимает интерес к своему детищу как комплемент. Когда я работала над книгой о частных садах Англии, я без приглашения (к ужасу своего мужа – английские манеры такой бесцеремонности не терпят!) заходила в приглянувшиеся мне городские и сельские сады, и ни один из их владельцев не только не отказал мне в удовольствии осмотреть свое живописное творение, но, напротив, был искренне польщен моим интересом и вниманием. И все потому, что для каждого истинного садовода его детище – не только источник радости, но и предмет гордости - “pride and joy”, как говорят в таких случаях англичане.
В старину обширные парковые комплексы было принято делить на открытый для публичного посещения Большой сад и предназначенный для семьи и избранных гостей Приватный. Выдающийся английский ландшафтный архитектор XVIII века Хамфри Рептон писал: «К чести нации, откроем сады и парки Англии, чтобы они услаждали сердца и радовали глаз всех, кто желает насладиться красотой природы».
В истории английской ландшафтной архитектуры XVIII век известен как период массовой перестройки и модернизации поместий. Это привело к небывалой вспышке того, что мы сейчас называем ландшафтным туризмом. Многие аристократы посвящали лето поездкам по стране в поисках вдохновения и идей для своих садов.
Для владельцев «показательных» ландшафтов новое увлечение означало возможность продемонстрировать не только пейзажные красоты своих владений, но и похвастаться последними новинками садовой архитектуры, скульптуры и прочих элементов ландшафтного декора.
Такие «открытые» сады постоянно улучшались и видоизменялись, их тщеславные владельцы не жалели денег и усилий, чтобы впечатлить посетителей. Разумеется, среди владельцев знаменитых садов были и такие, что хотели поделиться, прежде всего, радостью от своей ботанической коллекции.
Среди них - известный ландшафтный архитектор конца XVII – начала XVIII века Джон Ивлин и его друг, не менее страстный любитель садоводства Абрахам Каули.
Для гордых хозяев выдающихся садов существовала и другая возможность похвастаться своими владениями, для этого нужно было просто устроить там прием. Этот общепринятый обычай сохранился в Европе повсеместно, в Англии такие события получили название garden parties. В эпоху Тюдоров знатные вельможи развлекали королеву Елизавету, устраивая для нее пышные приемы в своих угодьях с банкетами и зрелищными представлениями. Королева, в свою очередь, приглашала придворных развлечься в своем саду. Эта традиция сохранилась на протяжении многих веков, и современная королева Елизавета II ежегодно устраивает в Букингемском саду званые летние приемы.
Особыми мастерами садовых приемов слыли французы, их праздники на пленэре назывались dejeuner champetre - деревенские танцы, хотя танцы были только одним из многих развлечений этого события.
В июне 1774 года английский граф Дерби устроил прием в саду на французский манер, чтобы отпраздновать свою помолвку с леди Элизабет Гамильтон. Это было первым подобным событием в Англии. Начавшаяся в половине седьмого вечеринка продолжалась до 4-х утра. Спортивные зрелища, банкет, бал и театральные представления обошлись тщеславному графу в кругленькую сумму, однако не сомневаюсь, он был уверен, что затея того стоила! С легкой руки графа Дерби dejeuner champetre были подхвачены английской знатью. Его современник Дэвид Гаррик устраивал в своем поместье в Хэмптоне празднества, на которых местные крестьяне позировали в фольклорных костюмах, а деревенские старушки принимали участие в бегах! Стоит ли удивляться, что подобные летние развлечения в саду были гораздо популярнее званых обедов или формальных балов? - будучи непринужденными и даже фривольными событиями, они привлекали желающих повеселиться гораздо больше.
В XIX веке в моду вошли костюмированные рыцарские турниры и инсценировки исторических событий. Случалось, что в таких представлениях принимали участие все местные жители – этакая викторианская массовка! Поистине, садовые развлечения достигли эпического размаха!
А вообще-то для летних приемов на открытом воздухе, прежде всего, важны хорошая погода и желание повеселиться, размер сада принципиального значения не имеет, ведь даже самый небольшой сад способен принять гораздо больше людей, чем обширная комната. Так что, забегая в будущее (то есть наше настоящее), скажу, что прием в саду до сих пор остается один из самых популярных летних досугов.
Вернемся во времена прошлого, к роскошным званым приемам в садах знати. Конечно, далеко не каждому было суждено попасть на такой праздник, а хотелось бы многим! Среди богатых европейцев всегда было немало филантропов, и некоторые из них весьма логично предположили, что если открыть доступ в свои сады всем желающим, то таким образом можно собрать немалые суммы для благотворительных целей. Организация летних садовых праздников, базаров и ярмарок стала исключительно популярным событием. Эта традиция сохранилась в Англии (да и не только в ней) по сей день, и в наше время подобные акции проводятся как в обширных поместных парках, так и в самых обычных городских и сельских садах.
Конечно, организовать такие массовые мероприятия весьма непросто, для этого назначается специальный организационный комитет. Все событие должно быть спланировано тщательно и четко, так что работы хватает и членам комитета, и их добровольным помощникам. Продажа программы, раздача рекламных листовок, организация развлекательных событий, конкурсов, состязаний, концертов и представлений приглашенных исполнителей, бесперебойное обеспечение напитков, сэндвичей и закусок – обо всем этом надо позаботиться заранее и должным образом.
На летних ярмарках часто устраивают выставки работ местных художников, аукционы и благотворительные распродажи. Чем четче организация и разнообразнее программа, тем больше средств удастся собрать для благотворительности – если именно в этом заключается суть события.
Словом, работы немало, и сад, в котором проводится событие, участвует в ней наравне с организаторами. Его задача – сделать событие праздничным и нарядным, порадовать своей красотой всех, кто придет отдохнуть и повеселиться. По этому поводу он убирается гирляндами и огнями, украшается флажками и лентами. В общем, принаряжается, чтобы понравиться своим гостям.
В начале ХХ века лондонская медсестра Элси Уэгг задумалась о том, как достичь результата благотворительных садовых ярмарок более простыми и экономными средствами. Чего ради? Дело в том, что Элси была членом Совета благотворительного Королевского Общества медсестер, и ее организация остро нуждалась в пожертвованиях. Предприимчивая мисс Уэгг предложила попросту открыть сады для всех желающих без всяких дополнительных развлечений и мероприятий. Как говорится, искусство (в данном случае садовое) ради искусства! Так родилась Национальная Программа Открытых садов, к которой мог присоединиться каждый желающий. Суть ее состояла в том, что за вход в показательный сад взималась умеренная плата в 1 шиллинг, и все вырученные таким образом средства передавались в фонд благотворительной организации. В 1927 году, когда Программа была запущена в действие, к ней присоединились 609 садов, в общей сложности «заработавших» для Общества медсестер 8 000 фунтов – по тем временам немалые деньги! Начинание Элси живо до сих пор, в национальной Программе принимают участие около четырех тысяч садов Англии, ежегодно приносящих благотворительным организациям страны 2,5 млн фунтов. Мне эта акция известна не понаслышке. В течение многих лет наш парк Фернвуд был одним из ее участников. Основное требование к садам Программы – они должны быть достаточно интересными, чтобы удержать внимание посетителей по меньшей мере в течение 45 минут. Вместе с тысячами других «рабочих» садов Англии, наш парк помогал благородному делу и одновременно дарил красоту и радость своим посетителям. И мы этим очень гордимся.
"Зелёная стрела" объявляет о запуске нового проекта - Русское общество открытых садов. В основе идеи РООС - сделать сады открытыми для любителей садового и ландшафтного искусства. Подробнее - ЗДЕСЬ