Журнал "Зелёная стрела"
Меню раздела

О классовом расслоении ландшафта

Поделиться

Слово “posh” известно далеко не каждому владеющему английским языком. Оно переводится как «классный, шикарный, крутой» и означает принадлежность к высокому классу, прежде всего акцентируя чисто внешние признаки светскости и изысканного вкуса. В отличие от него, термин «сноб» знают даже те, кто не говорит по-английски. Это человек, подражающий манерам и вкусам высшего общества и надменно относящийся к тем, кто их лишен. Сноб стремится ко всему «крутому», в том числе и в садоводстве. Вот я и подошла к теме своего рассказа.

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что каждый сад отражает личность своего владельца. А вот английский сад к тому же отражает и его социальный статус. Сад может быть крутым аристократом или ординарным представителем среднего сословья ландшафтного дизайна. Что же в этом случае считается шиком, а что – посредственностью? Что отличает крутое «posh» от банальной заурядности?

Начнем с общего. Не в меру аккуратный сад – это не стильно. Саду-аристократу положен элемент легкой небрежности, характерной для природного ландшафта, чрезмерная упорядоченность «разложенного по полочкам» пейзажа ему противопоказана. Исключение составляют регулярные ландшафты, которые всегда были и остаются образцами высокого пейзажного стиля, для них такая организация пространства - сама суть. В разгар сезона промежутки между растениями абсолютно недопустимы, вид мульчи способен привести в ужас любого ландшафтного сноба.

Раздел между садом и окружающим пейзажем должен быть по возможности неназойливым, в идеале даже невидимым, ландшафт-аристократ не выносит сплошных заборов и оград. Традиция скрытия видимого барьера между садом и окружающим пейзажем восходит к эпохе средневековья. В те времена были приняты заграждения, называемые «ха-ха» (ha-ha) -в отечественном ландшафтном дизайне принят термин «аха» или «ах-ах». Эти сооружения разделяли землю (обычно сад и пастбище) не с помощью уродующих вид заборов и изгородей, а посредством рва, с одной стороны которого устраивалась скрытая от наблюдателя подпорная стенка, - такая преграда совершенно не вмешивалась в визуальный образ ландшафта. Откуда взялось название «ах-ах»? Представьте себе изумление внезапно обнаруживших неприметное заграждение людей - именно такое удивленное восклицание он издавали при его виде. Иногда случалось, что не разглядевшие преграды бедолаги чуть не падали (а иногда и падали) в ров – как это смешно! (ха-ха!) Для стильного загородного сада разделительное сооружение в стиле «ах-ах» - это самое то.

Если вы читаете эту статью, вам может быть интересна эта программа:

Среди водных элементов садового ландшафта также существует классовое неравенство. Если озеро- это аристократ, то пруд (и в особенности с видимыми очертаниями пластиковой формы) – простолюдин. А плавательный бассейн и того хуже! Ну, а если он все же имеется, то его наличие не афишируется.

Выбор растений для сада во многом определяет его классовую принадлежность. Любимцы муниципального озеленения - бегонии, петунии и фуксии, точно так же, как и астры, гладиолусы и хризантемы, недостаточно аристократичны для posh сада. Цветовая гамма декоративных видов должна быть гармоничной, уравновешенной и естественной. Яркие, кричащие краски гибридных сортов – это явный показатель ландшафтного мещанства, в то время как монохром или ограниченная палитра свидетельствуют об изысканности вкуса. Фокусные растения, особенно если это унаследованные винтажные виды, - гордость крутого сада. Как ни странно, но альпийская горка, даже несмотря на свой естественный вид, не совместима с утонченностью элегантного ландшафта.

Презентация растений важна ничуть не менее, чем их выбор. Возьмем, к примеру, нарциссы. Высаженные среди травы, они становятся достойным украшением элегантного сада, а вот на клумбе расцениваются как безвкусица! Подвесные корзины, даже самые роскошные и ухоженные, – однозначное табу для модного ландшафта. В отличие от них, контейнеры (особенно квадратные версальские вазоны) с топиарными формами – стильная деталь. Самый шикарный контейнер – это вазон в виде античной урны, особенно старинный или винтажный.
Пожалуй, наиболее явно классовую принадлежность сада выдают элементы декора. Изысканный вкус несовместим с наличием в нем гномов, ландшафтные снобы уже давно объявили им беспощадную войну. Копия Венеры Милосской тоже не многим лучше. Другое дело - арки или скамейки из кованого металла, солнечные часы и сиденья с дерновым покрытием (последние, подобно «ах-ах», были исключительно популярны в эпоху Средневековья – замечаете, как возвращается мода?)

Поговорим о функциональных принадлежностях и приспособлениях. Барбекю в качестве постоянной детали садового ландшафта абсолютно недопустимо. Гриль должен быть скрыт из вида, он хранится в сарайчике или ином подсобном помещении и «выходит в люди» лишь на время садового приема, после отбытия гостей его мгновенно убирают с глаз долой. Точно так же в стильном саду неприемлемы ванны джакузи, если они где-то и уместны, так это при отеле или на ферме красоты.
Садовые светильники с разноцветными огнями приведут в ужас любого ландшафтного сноба, хороший вкус настаивает на белых. Садовый киноэкран, невзирая на его неслабую стоимость, - это показатель низкого класса. Сушилке для белья в модном саду места нет! Современная застекленная теплица также не является шикарной принадлежность, а вот ящик Уорда, или флорариум, для растительной экзотики в зимнем саду или оранжерее – это пожалуйста!

В стильных садах для покрытия патио используются каменные плиты или «поношенный» старинный кирпич, деревянные панели в данном случае – моветон. Садовый домик отнюдь не возбраняется, а если вы будете называть его «газебо», то он и вообще превратится в элегантное украшение стильного сада. Кстати о терминах - любой владелец модного сада скажет вам, что у него не патио, а терраса.

Ну как, теперь вам ясна картина? Наверное, вам интересно узнать, как сами англичане относятся к такому классовому расслоению ландшафта. Садовая мода ничем не отличается от любой другой, щеголи подражают ей безоговорочно и слепо, однако их не так уж и много, сад – не платье, и менять его каждый сезон не будешь. Основная масса английских садоводов оформляет свои рукотворные ландшафты, исходя из собственного вкуса и предпочтений. Я сама отношусь к этому негласному делению садов на избранную элиту и многочисленных «остальных» весьма скептически. Нет, я никогда не пущу в свой сад гномов, однако и осуждать тех, кто заполняет ими ландшафт, тоже не буду. Для каждого садовода его детище – это созданный им рай, и, пользуясь правом Творца, он вправе устраивать его так, как ему подсказывает сердце и разум, ибо творчество предполагает полную свободу выражения. Если гномики в саду радуют его хозяина, то, значит, они имеют там полное право на прописку. Я считаю, что уродливых садов нет и быть не может, и то, что неприемлемо для одного, вполне может оказаться прекрасным и желанным для другого, ведь говорят же, что «красота – в глазах смотрящего». А вы как думаете?

Автор: