Наш личный выбор лег на «организацию полного цикла». Исходники на момент выбора: огромное желание развивать бизнес, понимание технологии работы, квалифицированные работники в штате, относительно свободный рынок. Достаточно ли этого для успешной работы? Увы нет…
Многое пришлось пройти эмпирическим путем, спотыкаясь на многих подводных камнях. В этой статье мы постараемся развенчать основные мифы.
Полный цикл ландшафтной компании – контролируемое качество и высокий доход
Это первое, что приходит в голову. Сотрудники работают в штате компании, мы их всех знаем, видим, контролируем, мотивируем. Не нужно делиться с субподрядчиком прибылью. Но! Давайте взвесим затраты на одежду, инструмент, его ремонт и замену, организацию процесса работ (транспорт, связь, рабочие места), налоги, загрузка персонала (отсутствие простоев) и еще много мелочей, которые достают из кармана учредителя не маленькие деньги. На этом чаще всего оптимизм заканчивается и начинаются суровые будни. Сдельная оплата труда, четкая и понятная документация с ФОТ дают возможность увидеть заранее рентабельный путь производства работ. Информационные технологии, то, на чем не стоит экономить, даже в начале пути. Сметы, учет, экономическое планирование, работа с поставщиками и многое другое сейчас не мыслимо без программ.
Полный цикл – понятные и сжатые сроки производства работ
Работая в маленькой компании, где управленческие решения передаются со скоростью звука, а исполнение зависит от людей, которые душой и телом прикипели к компании, ты не вольно становишься заложником ложных знаний о сроках. И автоматически перекладываешь свои знания на новые данные. «Взял два человека вместо одного, значит завтра у меня будет сделано в два раза больше».
И вот через месяц (а может и раньше) этот миф разбивается об острые скалы реальности.
Когда в компании узкая направленность, например, только проектирование, то понятен весь алгоритм от входа клиента до выдачи ему конечного продукта. Но чем больше спектр услуг, тем сложнее становится схема взаимодействия подразделений для получения итогового результата. Более того, по мере набора персонала, а этот процесс неизбежен, трудоустраиваются люди, которые пришли работать не за идею, а за деньги, по четким регламентам и технологиям. Им недостаточно команды «в бой».
На этом моменте МОТИВАЦИЯ — главное слово. Основательно ее продумайте.
Помните, вместе с пришедшими сотрудниками остаются и те, кто начинал с вами этот не легкий путь, а у них мотивация разная. В этот момент задумайтесь о регламентах, если на этот момент в компании их не было. Только четко регламентированный процесс позволит запустить рабочий механизм и даст понимание контроля на каждом этапе.
Полный цикл привлекает компании большее число клиентов. Да, но далеко не каждый из них пришел на полный цикл. Именно так можно описать этот процесс. Запуская полный цикл, вы должны быть готовы к тому, что клиент, «возьмет» у вас только часть, которая интересна именно ему.
Задумайтесь, готовы ли вы брать клиента на «частичный цикл» или будете выдавать только полноценно укомплектованный продукт. И тот, и другой путь имеет право на существование. При этом нужно отдавать себе отчет в том, что технологии и организация труда в каждом случае свои.
Не бойтесь потерять «не своего клиента».
Рынок суров и не прощает слабости
В награду за это вы получите пул лояльных заказчиков, которые оценят ваш профессионализм и качество продукта. Но не обольщайтесь, ведь рынок суров и не прощает слабости. Что бы в этот момент стало капельку легче, найдите для себя (а может в себе) маркетолога.
Увы, в бизнесе, как и в жизни много мифов, которые развенчиваясь с горьким опытом превращаются в компетенции. Уверены, что вы можете дополнить этот список прекрасными кейсами. И тогда наш путь к успеху будет не таким тернистым.
Ирина Вахрамеева. Руководитель ландшафтной компании полного цикла «Pro Garden»