Посадки в пост-природном мире
Посадки в пост-природном мире
Казань, Сессия Форума "Зелёная стрела"
1-3 апреля 2019 г.
Журнал "Зелёная стрела"
Меню раздела

Виват, Зарядье!

Отгремели фанфары торжественных открытий и презентаций нового парка «Зарядье» в Москве. Недавно в Петербурге закрылся Международный культурологический форум. На нем также в контексте выступлений и докладов секции «Креативная среда и урбанистика» мы слушали звуки праздничных тамтамов по поводу небывалого, грандиозного, уникального суперкреативного проекта «Парк Зарядье», создатели и авторы постарались презентовать свое детище в духе «случилось чудо – и его сделали мы».

На вопросы и профессиональную дискуссию времени просто не оставили. Не хватило на это времени, да и зачем? Ну, правда, зачем загружать радостное событие разными вопросами, узнавать мнение профессионалов? Опять же: «Судьи кто?». Им, отечественным профессионалам, дали возможность высказаться в ходе первого тура народного конкурса проектов Парка. Выяснилось, что скудомыслие и профессиональная немощь отечественного «ландшафтного дизайна» не оставляет выбора: Проект должны делать лучшие ландшафтные архитекторы мирового уровня, причем победители крутого международного конкурса, который и был организован на высшем правительственном уровне. Победитель нашелся: американское бюро DillerScofidio + Renfro. Надо признать, что это действительно очень хорошие, возможно лучшие авторы проектов парков и общественных пространств.

Несомненная победа руководителя проекта, Сергея Кузнецова – это организация и проведение настоящего, международного конкурса. Опасения, что в ходе разразившегося политического и экономического кризиса, объявления антироссийских санкций, американская команда будет отстранена от проекта, а сам проект заглохнет - слава богу не сбылись. И это тоже – победа, а может быть чудо. Надо сказать, что ситуация, сложившаяся с этой территорией, была и в правду далекой от привычной реальности. Реальность была такова, что в сознании разработчиков Градплана Москвы, мысль о возможной парковой зоне на этом участке не могла возникнуть по причине её абсурдности. Мега –Гостиница, огромный Торгово-развлекательный комплекс, бизнес-Сити, элитная застройка – этот перечень вполне адекватен положению и цене земли участка. Но общественный парк! Да кто такое позволит и разрешит? Когда сам Президент «позволил и разрешил», первая реакция была: «Правда можно?!!!».

Неожиданность и новизна новой задачи потребовали некоторое время для того, чтобы привыкнуть к тому, что «Можно», а после которого встал вопрос: «А КАК?». Не было никакого регламента, никакого алгоритма, никакого градостроительного обоснования, законодательной базы – ничего, что могло бы ответить на этот вопрос. Как в центре Москвы, рядом с Кремлем, рядом с историческими памятниками с многовековой историей сделать Парк, и каким должен быть этот Парк, и каким образом организовать международный конкурс для этого парка, и каким образом вывести эту территорию из-под обременений и инвестиционных обязательств? Потребовалась беспрецедентная работа команды, которую возглавил главный архитектор города Москвы …

Да, Россия такая страна, где всегда есть место подвигу. Где для того, чтобы воплотить в жизнь что-то настоящее, интересное, нужно нечто большее, чем спокойная и грамотная работа профессионалов. Нужен рывок, аврал, взрыв энтузиазма, неимоверные усилия ради поставленной светлой цели, и в конце – обязательно чудо. Чудо – потому что не понятно до самого конца: «осилим?». А когда это чудо произошло, когда «осилили», на лице усталая улыбка Победителя: «Да, мы сделали это!» Молодцы, вы действительно сделали ЭТО. Теперь, когда фанфары отгремели, может пришло время спокойно разобраться: «А что собственно сделали?»

Зарядье действительно уникальный проект! Уникальность его прежде всего в том, что его невозможно оценить объективно; то есть описать определенные параметры парка, и вынести однозначную профессиональную оценку: это отличный проект – супер! Или это неудачный проект – ужас! Все зависит от того, с какой точки зрения мы посмотрим на этот проект и что увидим. Если с точки зрения «Как здорово, что вообще состоялся!», то несомненно – здорово! Ведь могли очередной торговый Мега-комплекс построить. Если с точки зрения: «В первый раз – в первый класс!», то также здорово! Для главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова это был первый проект паркового пространства, как первый полет в Космос! Мы все очень рады благополучному приземлению на Землю. Да, у проекта есть несомненные достоинства и победы. Проект не сократили, не оскопили и не урезали во время реализации до неузнаваемости и потери всякого смысла.

Обычное явление в современном российском строительстве. В проекте дали принять участие российским компаниям: подрядчики и субподрядчики на строительной площадке – отечественные. При этом упрощения проекта, сокращения ассортимента растений и малых архитектурных форм - авторских, уникальных также не произошло. Ну назовите мне общественный парк, в котором у нас стоят не убогие типовые скамейки эконом-класса с ближайшего бетонного завода, а массив дерева с диодной подсветкой? Мало таких. Уникальным в нашей практике было также невмешательство заказчика в собственно проектный процесс. Проектировщикам, как мне кажется, дали возможность высказать именно свои идеи и мысли и позволили их воплотить. Ситуации, когда заказчик говорит: «а давайте тут сделаем так, а эту композицию перекроим так» не было, а если и была, то не оставила следов.Не было также замечено следов публичных обсуждений и дискуссий общественности по поводу этого проекта, хотя сами дискуссии возможно и были. Проект прошел конкурс, победил – его реализовали без «оглядок». Если бы было иначе, парк не дошел бы до реализации вообще: налетевшие со всех сторон историки, культурологи, ландшафтники, общественные деятели заклевали бы Проект до смерти.

А теперь посмотрим на этот проект с другого ракурса: профессиональный анализ с точки зрения ландшафтной архитектуры. Все-таки, при всех наших особенностях и слабостях отечественной проектной ландшафтной отрасли сегодня, мы не дикари, только что вышедшие с рогатиной из диких лесов, у нас есть своя история и традиции садово-паркового искусства, есть мировые шедевры, и просто хорошие парки, которые видели и знают наши люди. Это основа – её нужно знать и проектировщику, который берется за самый презентабельный Парк в центре Москвы, в сердце России.

К Проекту есть очень большие вопросы по принятым решениям на самом первом этапе: концептуальном, философском, экзистенциальном, на уровне постановки проектной задачи. Главная задача Заказчика, которую он должен выполнить и которая обеспечивает успех проекта и оправдывает ожидания от проекта – это поставить Настоящую цель. Дать понять проектировщику, для чего нужен этот парк, с какой целью и для кого создается, какие ожидания должен удовлетворять, как его собираются использовать. Формулировка:«Сделайте нам самый крутой и креативный парк европейского уровня, мы за ценой не постоим» - это не настоящая цель. С такой «целью» невозможно добиться цели. Допустим, я захожу в самый престижный Модный дом и говорю: сделайте мне самый модный и креативный наряд, так чтобы все вокруг «ахнули», плачу любые деньги. Что я услышу в ответ? Мне предложат ответить на десяток-другой вопросов. Деловой костюм для научного симпозиума? Вечернее платье для дипломатического приема? Или для романтической встречи. Какое впечатление вы хотите произвести, и кто должен «ахнуть»? Только после этого мне подберут платье, которое не разочарует меня. Задавали подобные вопросы проектировщики? И какие получили ответы? Что происходило с проектом на уровне постановки проектной задачи?

Сейчас мы видим нашпигованный, как рождественская индейка, объект: разные функции, разные задачи, все вместе и сразу. Все это названо многофункциональным креативным общественным парковым пространством нового поколения. При этом сталкиваются лбами совершенно разные форматы посещения и проведения времени в этом пространстве: толпа, трафик, скорость, проходной двор к «WOW!» цели – Парящий мост; С другой стороны, индивид – камерность, неспешность, прямой контакт с природой. В качестве сцены, на которой разворачивается действие выбраны «естественные» ландшафты России. Рукотворно создаются: Смешанный лес, Степь, Заливные луга. Эти ландшафты должны олицетворять собой Россию и исполнять глубокую символическую роль. Ну не выполняют они эту роль! Никак! Почему проектировщики решили, что квинтэссенцией образа России будет большая поляна и совершенно тривиальные для нашего соотечественника смешанные насаждения? Это, наивная проектная фантазия, и каждому новому посетителю нужно будет объяснять глубокий смысл этой фантазии.

У нас есть Парк, который является квинтэссенцией Русского пейзажа. Это Павловский парк под Санкт-Петербургом. Не уверена, что проектировщики посетили его. Не уверена также, что проектировщики посетили настоящую степь или настоящую тундру, тайгу России, перед тем, как пытаться создавать иконологическую систему этих образов в центре Москвы. Ландшафт, пейзаж – это не просто перечень растений, присутствующий в ландшафте. Это небесная линия, масштаб, объемно-пространственные соотношения и связи. Степь – она бескрайняя, до горизонта. Там ветер колышет ковыль и в небе поет жаворонок. Лес – он в России дремучий и идти по нему – не прогулка, а занятие! Площадь Павловского парка 600 га. Это и есть масштаб, позволяющий создавать Русский пейзаж. Площадь Зарядья 14 га. За минусом строений и дорог – 10 га. Масштаб Зарядья просто не позволяет использовать «генеральную идею», которую за основу проекта взяли уважаемые проектировщики. Это было ясно с самого начала. В мире не так много вещей, любая малая часть которых, содержит образ целого: Фрактал, Голограмма, Зеркало. Если разбить зеркало – каждый осколок все равно будет отражать целый мир. Но если взять «кусочек» ландшафта, меньше его природного масштаба, то ничего подобного не произойдет. Парковая лужайка, газон не станут степью. Тут нужно работать с символами и условными образами, создавать очень сильные условные образы, иногда абстрактные образы, которые хватают и передают суть самой идеи.

Но заниматься современной семантикой садово-паркового искусства сейчас совсем не модно. Не тренд. В тренде «природный урбанизм». Взять – шлепнуть посреди города кусок природы, «как есть». Как кусок торта, который просто «отрезали» от природы. «Соединить» человека с природой возможно путем следующего уникального решения: «пиксельного мощения». Это когда дорога и газон не имеют между собой четкой границы и то газон «заползает» на дорогу (вынимаем несколько «пикселей» из мощения), то наоборот узкий «пиксельный язык» залезает на газон. Опа! И готово: налицо «природный урбанизм». Все гениальное ведь просто! Но не всегда же все простое – гениально… Для нас «природный урбанизм» - это не новаторство, не шаг к природе рафинированного, уставшего от цивилизации общества. «Пиксельное» мощение наших дорог – с сорняками, лужами «живой, природной» грязи, заполняющий отсутствующие «пиксели» - обычная ежедневная, унылая реальность.

Мы просто еще не дошли в своем развитии до нормального, цивилизованного городского благоустройства. Мы еще «в пути». Даже гуляя по центру наших городов, не расслабляйтесь, господа! Внимательно смотрите под ноги, иначе рискуете получить вывих конечностей, на очередном отсутствующем или криво уложенном «пикселе». А наши спальные городские районы – это просто тотальный «природный урбанизм»!

Вопрос философский: можно ли, минуя стадию развитого капитализма, прыгнуть в коммунизм? Мы сломались, не достроив до конца социализм. Или можно ли, минуя стадию развитого индустриального общества, принять и понять ценности и символы постиндустриального общества? При чем же тут парки и общественные пространства, спросите вы? А они всегда были, и будут трансляцией символов и ценностей своей эпохи, её зеркалом. Настоящий «природный урбанизм» - это символ развитого постиндустриального общества, уставшего и пресытившегося благами современной цивилизации, общества массового псевдоиндивидуализма. Когда есть всё, когда потреблять еще больше уже неинтересно и хочется отказаться от этой цивилизации, но так, чтобы неопасно и ненадолго. С одной стороны – «дикая» природа, живая, настоящая, без прикрас, а с другой стороны – удобная дорожка к ней, городская среда. Вот вам и новый тип общественного пространства, где каждый индивид, может, оставаясь в цивилизации, прикоснуться к настоящей, живой природе.

Зарядье – это парк из другой, не нашей эпохи. Нам бы с цивилизацией еще поприкасаться, побыть в ней, почувствовать всеми фибрами её комфорт. Она у нас «заканчивается» резко и сразу, сама живет в виде ограниченных «пикселей» – в центре крупных городов. За ней, кстати, в города едут наши соотечественники из провинции. Ненадолго – в виде туристов, навсегда – в виде «понаехавших тут».

А теперь о главном. МИССИЯ парка «Зарядье». То есть то, ради чего создано и чему служит это общественное пространство. Она, эта миссия, органично и естественно следует из концепции «Природного урбанизма» Парка и генерального проектного решения - «Ландшафты России», предложенного и воплощенного проектировщиками. Итак, миссия «Зарядья» - «формирования творческого, инициативного и ответственного отношения к природе России». Что и говорить, прекрасная миссия! Давайте беречь и охранять природу! А почему не формирование ответственного отношения к историческому наследию России? Или памятникам всемирного наследия Юнеско на территории России и самого Зарядья? Да мало ли достойных миссий и целей, которые можно было привязать к этому общественному пространству? Может, миссия ответственного отношения к природе лучше и полнее пришлась бы ко двору тому же Главному Ботсаду Москвы? Иже с ним и концепция «природного урбанизма» и иконология российских пейзажей. Чего на самом деле мы ждали от «Зарядья», какого образа и какой миссии?

Мы ждали от парка в сердце Москвы- Манифеста. Манифеста новой России. Мы ждали визитной карточки страны. Грандиозная самопрезентация места еще до рождения парка, поселила в наших сердцах грандиозные ожидания. Увидеть что-то, что поразит и остановит, заставит испытать чувства гордости за Россию, уважения и восхищения.

Мы же не с «белого листа» живем! В нашей истории были такие парки. Петергоф Петр Первый создал как манифест и презентацию победы России над шведами. «Виват Россия!» - вот миссия Петергофа, которая звучит до сих пор. В Москве – ВДНХ, визитная карточка РСФСР, страны победившего социализма, страны братской дружбы народов наших социалистических республик. Была такая историческая общность - Советский Народ. Забыли? А она была. Но это «визитная карточка» той, ушедшей социалистической России. Не сегодняшней! Символ легенды о всеобщем процветании и благополучии. Фантастический рай, реализованный социалистический Эдем – в парковом общественном пространстве.

Мы ждали чего-то сопоставимого по смыслу и цели. Чего-то, что можно соединить с Россией здесь и сейчас, получить визуальный образ современной России, который можно предъявить и презентовать всему миру, как визитную карточку. Но это очень сложная задача. Как презентовать то, что само еще не самоопределилось, не осознало свою собственную цель, свои главные ценности, главные приоритеты. Поэтому «Зарядье» - символ неопределенности самой России. Пока страна не имеет ярко выраженной общей национальной идеи, пока она просто выбирается из крушения, разрушившего огромную империю, и пытается начать жить заново, мы не сможем создать общественные пространства, сопоставимые по идее с тем, что были созданы раньше. И «миссия» будет: охрана природы, дружба во всем мире, развитие творческих инициатив, толерантность всех цветов радуги, «непротивление злу насилием» и т.п. В общем, проектировщики в этом плане сделали то, что могли и претензий за несбывшиеся ожидания мы не можем им предъявить.

А вот претензия, которую действительно хочется обозначить и предъявить, так это просчеты и ошибки в социо-культурном анализе посетителей парка, сценариев и моделей их поведения на территории парка. Москва – это город достижения целей. Город с напряженной и агрессивной динамикой движения. Неспешные прогулки, тихое созерцание, умиротворенная ходьба по парковым дорожкам как таковая, ради общения с природой – это модель поведения 1% посетителей парка типа Зарядья. 99% посетителей приедут в Зарядье специально, для того, чтобы быстро «достичь цели»: увидеть сам объект, получивший такой общественный резонанс, посетить «Парящий мост» и сделать селфи, в дальнейшем – посетить те аттракционы и развлечения, которыми нашпигован парк. Но парк, его планировочное решение рассчитано именно на тот, 1 % неспешных посетителей и больше напоминает поселение хоббитов. Зарытые в землю архитектурные сооружения на самом деле – здорово! Я только за. Но посетители парка – это не хоббиты, знающие свою деревню как свои пять пальцев и любящие просто мило погулять по тропинкам вокруг неё. Это «стадо слонов», которое целенаправленно прет на водопой, то есть движется к цели с заданной скоростью. Это толпа, это трафик.

Пространства для толпы строятся по другим принципам: толпа людей, движущаяся к одной цели, должна иметь достаточно места для движения, она должна ясно видеть цель, а если не видит её, ясно знать, что идет правильно и цель – впереди. Это не только навигация парка, это еще и само построение маршрутов движения, и четкие ориентиры: к главной цели – ведет главная дорога. Главная дорога – самая широкая, самая освещенная, самая насыщенная малыми формами и т.п. Камерное пространство для толпы сделать невозможно.Смешение разных форматов, отсутствие визуальных маркеров: «навигация, главная дорога – транзит к цели, второстепенная дорога – для прогулки», - все это создает сумятицу, дискомфорт, напряжение. В общем, это поправимо. Систему навигации по парку уже заказали. Безнадежно вытоптанные и закатанные до состояния асфальта «живые пиксели», в конце концов, замостят.

Наверное, не имеет смысла вообще поднимать вопросы технологии и эксплуатации парка. Сделали ли усиленное спортивное покрытие на лужайке, где предлагают устраивать пикники для многотысячной толпы? А может и георешетку положили? Или почему не предусмотрели варианты стен-трансформеров для стеклянного купола? Морозы -20 в России – это самое обычное явление, и какой зимой в этом куполе толк, если внутри будет всего -10, а при такой температуре при отсутствии снега все вымерзает, значит, все лужайки под куполом будут весной мертвы …и кстати, как с самого купола будут убирать зимой снег? Месячная норма осадков за одну ночь и снежные заносы – для Москвы обычное явление. Наверное, все предусмотрено, а если не предусмотрено, то проблемы встанут – и ничего, кроме как решать их не останется. И их будут решать … положение и уже потраченные 14 млрд руб обязывают.

И все будет хорошо. В конце концов мы просто привыкнем к этому парку, привыкнем и полюбим его со всеми удачами и неудачами. Парк будет хорошеть. Он обрусеет, потеряет половину своих растений, несколько раз будет капитально отремонтирован, приспособится и к нашему климату, и к нашему менталитету, возможно, он сам повлияет на него, хотя бы немного, очень хочется.

А мечта о новом, современном парке с миссией «Виват, Россия!» - она пока останется мечтой.

 

Автор: