Выбор растений для сада осуществлялся на основе одного критерия - насколько хорошо они подойдут в качестве фона для скульптурных работ. Барбара сама спланировала ландшафт и выбрала его растительное наполнение. Влажный субтропический климат Корнуолла позволили ей создать роскошный пейзаж, в котором великолепно произрастают статные пальмы, реликтовые гинкго билоба, декоративные вишни, импозантные метасеквойи, изящные кордилины, пышные кустарники (камелии, мирт и цеанотус) и обилие почвопокровных растений, включая герани, подмаренник и медуницу. Все эти растения обеспечивают эффектный фон для скульптурных абстракций Барбары. В общей сложности в саду представлены более 20 работ, выполненных из дерева, камня и бронзы, однако при этом его пространство не кажется зрительно перегруженным. Освобожденные от фигуративных ассоциаций биоморфные и кристаллические абстракции сохраняют связь с природными формами и удивительно гармонично вписываются в свое растительное окружение. Да иначе и быть не может, ведь все они создавались именно здесь, и лучшего места для них попросту не найти. Практически все представленные в саду скульптуры были размещены в саду самой Барбарой.
Начиная с 1950-х гг. Барбара много работала в бронзе, часто используя этот материал для художественной интерпретации древесной коры, камня и корней.
Сад Барбары Хепуорт – гавань умиротворенности и спокойствия, обилие монументальных скульптур здесь вовсе не подавляет и не угнетает. Тени листвы скользят по шероховатой поверхности камня, и он оживает под лучами солнца.
Плавные контуры полых скульптур (принцип полой формы был разработан Барбарой на рубеже 1920-30-х годов) явственно связывают рукотворную форму с окружающей средой и выглядят, словно обкатанные волнами Атлантики причудливые камни южного побережья. Несмотря на впечатляющие размеры многих работ (а высота этой 2,61м) я бы, тем не менее, определила их как женственные.
Сад живет и дышит как единое целое, и отделить природное от рукотворного здесь просто невозможно.
На возвышении между домом и садом располагаются оранжерея и прилегающая к ней часть здания, когда-то служившая Барбаре мастерской. Она восстановлена в том виде, в каком была при жизни скульптора, все здесь точно так же, как и в тот день, когда Барбара трагически погибла во время пожара 20 мая 1975 года – рабочая одежда на вешалке, инструменты на полках, незаконченные работы на верстаке. Кажется, что вот-вот откроется дверь, и Барбара войдет в студию, чтобы возобновить прерванную работу.
Согласно завещанию Барбары, после ее смерти в студии был открыт музей, а сад стал самой известной галереей ее монументальных работ под открытым небом. Я была в нем неоднократно. Больше всего мне нравится приходить сюда вне часов пик, когда в саду мало посетителей и можно побыть наедине с этим удивительным ландшафтом. Барбара Хэпуорт не выражала свое восприятие окружающего мира в фигуративной форме, для нее впечатление, производимое объектом, было несоизмеримо важнее его внешних признаков. Точно так же и в ее саду важны не принципы планировки и не растительный состав ландшафта, а его эмоциональное воздействие на зрителя. Это умозрительное пространство каждый раз дарит мне иные впечатления, затрагивая новые струны в моей душе. Я предлагаю вам неспешно прогуляться по этому изумительному саду, спокойно и внимательно разглядеть его детали, впитать панорамные виды, осмыслить концепцию его создательницы и попросту насладиться безмятежной умиротворенностью и изысканной красотой. А чтобы не навязывать вам свое восприятие, я умышленно оставила иллюстрации без подписей – прочтите сами этот уникальный ландшафт и ощутите его волшебную ауру.