Княгиня встретила нас на мосту...
Замок Эне-ле-Вьей (Chateau d'Ainay-le-Vieil) — место с богатой историей. Во времена Жанны д’Арк оно принадлежало хранителю казны Карла VII. Предки нынешних его владельцев, чей род впрослеживается до X века, верно служили королям династии Валуа, Бурбонам и Наполеону Бонапарту. А сегодня главная страсть, которая объединяет всех членов большой семьи – это сады.
Нынешняя владелица замка - княгиня Мари-Соль де ла Тур д’Овернь -встречает экскурсантов у входа в замок с ключами в руках. Рассказ начинается прямо у стен крепости.
"Эта крепость была очень важна, - она защищала французские границы со стороны Аквитании, которая тогда находилась в руках англичан. Замок не раз осаждали во время Столетней войны, но он никогда не был взят. Поскольку крепость находилась на равнине, в ней было две линии укреплений. Внешняя стена, которую со временем снесли, останавливала первый натиск неприятеля. Ров глубиной в восемь метров не давал подобраться ближе и установить лестницы для штурма. То, что было второй линией обороны, исчезло - сегодня сохранилась только эта часть, которая ведет нас в замок. Когда мои предки купили замок в XV веке, они перестроили его уже в духе нового времени. Войны закончились, можно было разрушить донжон, а вместо него было построено здание, которое отражает вкусы эпохи Ренессанса. И он очень гармоничный и уравновешенный – посередине башня, и два крыла справа и слева".
"Здесь можно увидеть кое-какие детали, которые мешали врагу проникнуть в сам замок. Между каждой площадкой есть деревянные ступеньки - когда наступающие поднимались, ступеньки убирали, и враг не мог подняться выше. Отсюда гарнизон крепости управлял системой обороны. Бойницы по всему фасаду, - через них лучники метали свои копья. Были еще отверстия, закрытые деревянными щитами, и через эти отверстия бросали вниз все, что могло ранить осаждавших крепость – камни, песок, - лили горячую воду или смолу. А вот эта единственная скамья – все, что было для их отдыха".
Жилая часть замка является жилой и по сей день. Семья княгини занимает комнаты, которые когда-то принадлежали ее матери. Здесь все семейство, в котором было шестеро детей, жили в пятидесятые годы прошлого века. Княгиня показывает - «вот мое окно, в другом крыле». Сейчас семья не так велика, кроме того, большую часть времени они проводят в Париже. Поэтому жилыми остались лишь несколько комнат над столовой. Остальные — исторические интерьеры, которые могут много рассказать об истории рода.
"Мы в королевской комнате. Вы знаете, что короли Франции очень много путешествовали, в частности, они приезжали к своим вассалам.
Сюда приезжал Людовик Двенадцатый со своей женой Анной Бретонской, в 15 веке. Ему, разумеется, предоставили лучшую комнату с великолепной лоджией, с видом во двор. С тех пор эта комната не изменилась — она так и осталась средневековой залой с большим камином и с обстановкой 15 века, с большой кроватью...
А мы сейчас находимся в салоне, который сохранил свое изначальное убранство. Например, про этот камин говорят, что он - один из самых красивых в долине Луары. И он рассказывает историю Франции.
Видите – «Л» - это Людовик, «А» - это Анна Бретонская, поэтому тут королевские лилии и горностай, который тоже символизировал королевскую власть. У Людовика мать была из Милана и вот - дракон, который поедает ребенка, этот итальянский символ до сих пор есть на машине альфа-ромео. А в середине еще и символ открытия Америки – внизу дельфины, которые опираются на океан, а из их хвостов образуется дерево, на котором сидит попугай".
Госпожа Мари-Соль является вице-президентом Фонда парков и садов Франции - фонд помогает собственникам небольших замков, у которых «в хозяйстве» имеются самобытные ландшафтные объекты, но средств, чтобы самим поддерживать их в надлежащем состоянии, не хватает. Неудивительно, что парк и сады самого поместья находятся в идеальном порядке — что-то сохранилось от прошлого, что-то заботливо воссоздано.
Классический сад Ренессанса во Франции подразумевал много цветов и воды, которую «оформляли» в виде каналов, каскадов или прудов.
"Мы выходим в парк. Буквально два слова, чтобы представить вам его. Все, что вы видите около рвов, - это английский пейзажный парк. Здесь очень интересные древесные растения – есть великолепный платан, мамонтовое дерево, болотный кипарис родом из Луизианы. Парк был сделан в XIX веке, но сады вокруг замка появились гораздо раньше. Первые сады были посажены в эпоху Ренессанса по той традиции и моде, которая существовала на тот момент – например, водный сад.
На минутку остановимся здесь, на мосту. Вот они, водные ренессансные сады – такого вы еще не видели. Самый первый канал такого рода был создан в Фонтенбло Франциском Первым. Это было такое богатство, доставшееся от Средневековья, - вот эти рвы, наполненные водой. Обязательно был канал, который снабжал водой мельницу и рвы, то есть воды было много. И Франциск решил, что эта вода должна служить для мира, для удовольствия. Отсюда пошла мода на водные сады, когда рвы и каналы дополняли другими, иногда длинными, иногда просто квадратными прудами. Можно было сад разделить этими каналами и выделить какие-то островки в саду. Здесь, например, есть такие островки, которые имеют правильную квадратную форму и так называются – Большие Квадратные острова".
Отдельная гордость владельцев поместья — розарий. Он был создан в XIX веке. В основном это коллекция старых роз. В XX в. эти цветы стали считаться старомодными и начали исчезать из садов и парков.
"Но моя мама обожала розы", - говорит г-жа Мари-Соль. И, вопреки новым веяниям, сохранила десятки сортов, причем классических «ренессансных» – белых и тех, что окрашены во все оттенки розового. Конечно, розарий нужно смотреть в июне, потому что все старые розы цветут именно в это время.
Часть садов была воссоздана на месте бывших огородов — в стиле когда-то существовавших ренессансных садов.
"Когда мы реставрировали этот квадрат, решили огород не восстанавливать, а воссоздать что-то из тех ренессансных садов, которые могли здесь быть. Сделали зеленые изгороди – и как ни странно, они выросли очень быстро.
Мы их подрезаем, конечно, - срезаем от 80 см до метра каждый год. Одновременно посадили липы, но чтобы они выросли, надо гораздо больше времени. Чтобы придать ритм этой аллее, мы еще поставили тисы в кадках, такие же, какие вы видели в Версале".
Есть в Эне-ле-Вьей и традиционные «зеленые кабинеты», вдохновленные версальскими садами.
"Здесь, на этой террасе, которая была создана в XVII и XVIII веках, были устроены «зеленые кабинеты». Устроителей этих террас вдохновляли творения великиго Ле Контини. Стены «кабинетов» были созданы для того, чтобы поддерживать микроклимат в каждом из них, что позволяло выращивать плоды и фрукты. Каждому «залу» задана определенная тема. Например, это «зала», в которой сделаны квадраты, навеянные садами Средневековья - четыре квадрата из самшита. Рядом мы еще сделали домик из тиса, дети обожают его. Реставратор часовни
в замке предложил поместить здесь вот такую фреску – Франциск Ассизский, который разговаривает с птицами. Мы вдохновились английскими садами, и хотим еще сделать тут миксбордеры, которые будут каждый сезон цвести".
"В период Ренессанса делали вот такие крытые прогулочные дорожки, где можно было прохаживаться в тени. Мы их высадили из лип. Мы, конечно, их подрезаем, сохраняем форму. И наиболее красиво липы выглядят зимой, когда есть только линии готической арки, а листьев нет. И еще в период Ренессанса было очень модно придавать фруктовым деревьям какую-то форму. Мы это сделали с нашими яблонями".
"Буквально неделю назад вся эта яблоня была покрыта яблоками. Мы сделали такую форму, несколько платформ. Есть еще одна, как неф в соборе. Когда Контини создавал все эти формы, он руководствовался мыслью, что фрукты лучше выглядят, если они не в глубине кроны, а открыты солнцу. И он предложил формы самые разные – это и аркады, и кордоны, и W-формы, и пальметты, и деревья в форме канделябра. Конечно, эти деревья приходится все время подстригать".
Что не удалось увидеть экскурсантам осенью — так это, второй после розы, «фирменный цветок» Эне-ле-Вьей, ирис. В начале лета здесь цветут около 800 видов ирисов всех форм и оттенков.
Фотографии - Дмитрий Баранов, над материалом работала Катерина Голубева