Парки живут достаточно долго. Для многих людей парк, городской сад – это не просто публичное пространство, в котором проведено некоторое количество времени. Это – часть их жизни, счастливые моменты, воспоминания, свои тропинки и любимые уголки, которые неразрывно связаны в единую ткань содержания жизни. И кроме всего прочего, любимый сад играет роль исторической константы, которая помогает людям переживать драматичные периоды истории. Наше общество травмировано бурными историческими переменами, поэтому оно не хочет, чтобы в парках что-то менялось вообще. Оно хочет видеть старые деревья и скамейки на своих местах, дорожки и тропинки там, где они привыкли их видеть. Пусть все останется так, как есть. Ценность всего, что парк успел «набрать в пути» признается равнозначной первоначальному замыслу, а значит все должно оставаться на своих местах. Нужна такая реставрация, после которой можно сказать: «Отлично, ничего не изменилось!» Да, если мы создаем место для жизни людей, то такой подход будет оправдан. Но если мы создаем музейный объект, который апеллирует к замыслу создателя парка, к исторической достоверности, то приоритеты будут другими.
Летний сад. Фото: Terina Studio
Надо сказать, что от парка невозможно добиться аутентичности, идя путем невмешательства в сложившуюся ситуацию, пассивного наблюдения за ней. Это путь к деградации. И специалисты очень хорошо видят, на каком этапе деградации находится конкретный исторический сад, они говорят об этом. Но поскольку сегодня ВСЕ наши исторические городские сады находятся на какой-то стадии деградации, серьезно к этим заключениям не относятся, а скорее, как к привычному «профессиональному нытью» ботаников-дендрологов, которым по статусу положено говорить о проблемах в саду. Но кроме биологической деградации в наших исторических городских садах присутствует культурологическая деградация, и коммуникативная деградация. Это потеря культурного кода исторического сада, его изначального смысла и роли в жизни общества. Коммуникативная деградация – это когда нет диалога между посетителем и парком, элементарно скучно, в парке не хочется оставаться долго, из него спешат уйти. Особенно обидно, когда реставрация не справляется в полной мере с этими процессами.
Летний сад. Фото: Terina Studio
Летний сад – особенно яркий пример реставрации, вызвавшей острую дискуссию в обществе. Что произошло? Вопреки желанию общественности «оставить все как есть», ибо все ценно и все важно, да и привыкли к тому, что есть; была выбрана совсем другая позиция: «музейный сад» с другими приоритетами. Сад очень сильно поменял свой облик, он стал другим. Этого саду не простили. Началась беспощадная критика принятых решений. Но какова бы не была критика – Летний сад уже не будет прежним. Возможно, если бы чудесным образом машина времени перенесла всех создателей и преобразователей сада - Петра I, Леблона, Екатерину II - в наше время, и под проектом реставрации стояла их собственноручная подпись, не факт, что даже в этом случае проект не был бы подвергнут такой же уничижительной критике. Хотя и сам проект – был бы другим.
Петр, как новатор и сторонник радикальных мер, снес бы старый Летний сад, как неактуальный и построил Новый Летний сад – лучший в Европе. А Екатерина настояла бы, чтобы он был пейзажным. И конечно к проекту прилагалась бы пара царственных Указов, что в этом парке надлежит делать, как себя публике вести и чем прилично заниматься. Это конечно шутка, а вот отсутствие современного маркетинга территорий исторических садов и парков – это уже не шутка, а серьезный стратегический вопрос. И возможно, один из выходов в сложившейся ситуации. В Летнем саду разрушена старая семантика, которая была близка и понятна посетителям. Но ведь новый образ нужно грамотно подать, нужно создавать и предлагать сценарии пребывания в саду, организовывать события, нужно налаживать коммуникации сада и посетителя.
Летний сад. Фото: Terina Studio
В начале работы такого объекта нужна избыточная система информации и навигации по саду: информационные стенды, плакаты, буклеты, аудиогиды в ключевых местах. Донести до людей значение и содержание нового сада. Раз уж мы потеряли образ старого, меланхоличного сада, в котором можно побродить со своими мыслями наедине, и получили бодрые коридоры из шпалер, нужно дать людям нечто новое, что восполнит потерю. Нужно, чтобы сад имел главную маркетинговую идею, вокруг которой можно формировать новые сценарии и традиции посещения сада. Мы хотим преподнести образ Петровского сада? Так давайте кроме фонтанов предложим что-то еще. Экскурсии для детей с костюмированными сценами, Летний кукольный театр - постановки русских классиков, любивших и ходивших в Летний сад. Музыкальные гостиные, в которых звучит живая музыка эпохи барокко. Фестиваль Басен Крылова. Реставраторы уходят из сада, оставляя посетителя один на один с результатом своего творчества. И это не помогает нам принять и понять новый образ. Впереди – реставрация парка Монрепо. Очередной культурологический шок для тех, кто знает и любит старый парк. Может быть, пройдя опыт Летнего сада, вопросу маркетинга территории парка будет уделено более серьезное внимание…