Финская городская ландшафтная архитектура, как и финский характер, не раскрывается сразу. Прежде нужно узнать финскую культуру, историю и образ жизни народа. Только тогда становится понятно, как финские ландшафтные архитекторы создают пространства. Они как будто являются частью природы, но тем не менее детально продуманы и построены в соответствии с высокими технологическими стандартами.
Уникальность финской городской среды состоит прежде всего в гуманном сохранении естественных природных ландшафтов. Следование традициям и принципу «жизнь в окружении природы» активно поддерживается финскими ландшафтными архитекторами грамотной работой с характерными для северной природы растениями, а также использованием в ландшафтном строительстве материалов, эстетически и технически соответствующим природному окружению. Финские архитекторы, в свою очередь, стараются объединить здания с ландшафтом, превращая их в единое природно-архитектурное пространство.
В этой связи, нельзя не упомянуть самого известного финского архитектора Алвара Аалто, который видел главную задачу архитектуры в связи человека и природы. Ей он придавал не только эстетическое, но и этическое значение. Аалто внимательно изучал ландшафты, где проектировались его строения, и в последствии стремился размыть границу между искусственной средой и природой, объединить в единое целое внутренние и наружные пространства.
Дома-террасы в Кауттуе. Алвар Аалто, 1937–1938. Чертежная бумага; карандаш. 33,5 × 45,5.
Музей Алвара Аалто.
Безусловно, военное время приостановило развитие финских городов и тем более ландшафтного строительства, однако после войны перед финским обществом встали новые социальные задачи. Что же послужило моментом зарождения современного стиля финской городской ландшафтной архитектуры? Многие финские исследователи сходятся во мнении, что этот момент наступил в 1950-е годы, когда в финском обществе возникло желание и возможности создать лучший мир и более комфортную окружающую среду для людей, и это было достигнуто посредством новой архитектуры и ландшафтной архитектуры в частности.
Главным проектом этого периода стал город-сад Тапиола, который входит сейчас в состав города Эспоо. Реализация этого проекта заложила основы планирования новых городских районов и городской ландшафтной архитектуры по всей Финляндии в последующие периоды развития страны. Тапиола действительно является одним из лучших жилых районов и образцом выражения принципов модернизма, где городская среда сбалансирована, а естественная растительность сохранена в разных частях города-сада. Эффективность, быстрое строительство, минимизация затрат, увеличение разнообразного использования площадей и диверсификация операций были в центре внимания при планировании этого района. Это повлияло на выбор материалов, растений и языка дизайна, используемых в ландшафтном проектировании разных частей района.
Основные принципы планирования этого района сформулировал Хейкки фон Хертцен, руководитель социального союза населения, впоследствии вставший во главе жилищного некоммерческого фонда Тапиолы.
• Отправной точкой планирования является индивидуальность человека и близость к природе, а эстетическая ценность природы и использование природных контуров ландшафта сохраняются везде, где это возможно.
• Природа доминирует, архитектура вторична. Все здания должны гармонировать с их естественным окружением.
• Быть рабочим городом, а не общежитием или детским садом, обеспечивающим как можно больше рабочих мест для его жителей.
• Город должен обеспечивать жилым пространством разные уровни дохода - «сообщество для каждого человека, в котором обычный работник, успешный бизнесмен и профессор университета могут жить бок о бок».
• Последовательное чередование многоэтажных зданий с альтернативно низким жильем, что создает ощущение простора и разнообразия.
Застройка района заняла довольно продолжительное время. Первоначальный городской план Тапиолы был выполнен Отто-Иивари Меурманом. Позже Жилищный фонд внёс значительные изменения в планы и передал планирование Тапиолы группе выдающихся финских архитекторов, в том числе Аарне Эрви, Алвару Аалто и Кайю Сирена. Каждый участник группы проектировал свою часть территории и её здания, включая блоки социального жилья (составляющие 80% всех жилищ) и индивидуальные дома.
Центр Тапиолы. По плану Аарне Эрви. Фото из фондов музея финской архитектуры.
В 60-80 гг. ХХ в. по примеру проектных решений Тапиолы был построен целый ряд финских городских районов - в Хельсинки это, к примеру, районы Восточная и Западная Пасила, Каннельмяки, Пикку Хуопалахти, Мерихакка и Руохолахти.
Начиная с 1990-х годов ХХ в века на развитие ландшафтной архитектуры Финляндии повлияли как международные, так и национальные идеи экологического строительства. Ведущими темами ландшафтной архитектуры всё чаще стали становится вопросы устойчивого развития и воздействия человеческой деятельности на климат. Зелёная среда по-прежнему важна в городах прежде всего для обеспечения задач рекреации. Кроме того, зелёные насаждения рассматриваются ещё и как инструмент для уменьшения шума и загрязнения воздуха. Возникли новые измерения для подхода к ландшафтной архитектуре. Новые городские районы 90-х проектируются как эко-деревни с учётом опыта строительства подобных поселений в Германии и Швеции, создаются системы использования альтернативной энергии и сбора дождевой воды. Немаловажной частью являются и городские огороды, вовлекающие жителей совсем в другой ритм жизни, и повышающие её качество. Примерами таких районов являются Эко-Виикки, Леппяваараа в Эспоо, Айнола в Ярвенпяя и Анттила в Туусуле.
В 2012 году город Хельсинки был выбран мировой столицей дизайна. В 2011 году городскими властями было разработано, совместно с Министерством окружающей среды, Объединением ландшафтных архитекторов и специалистов зелёного строительства, «Городское руководство» и в дополнение к нему программы по отдельным тематическим разделам, определяющим главные законодательные, эстетические и экологические принципы работы отрасли.
Типичными примерами современной финской городской застройки являются районы Арабия, Яткасаари, Каласатама и другие, построенные уже в новом столетии, где, как и ранее, основным принципом послужила связь жилых кварталов с окружающим ландшафтом, где работа ландшафтного архитектора зачастую становится практически незаметной для наблюдателя за ландшафтом. Такой результат был достигнут в ходе многолетней успешной работы специалистов по сохранению и восстановлению природы в городе и стал примером для подражания и всестороннего изучения.
Для связи окружающего ландшафта и внутренних дворов блоков жилой застройки используется приём создания подлеска и опушек по аналогии с естественными лесными массивами. Подбор растительных компонентов в этом случае осуществляется на основе растений местной флоры и с помощью формирования из них многоярусных многолетних насаждений. Часто в переходной зоне используются горные сосны, вечнозелёные и листопадные рододендроны, лиственные кустарники облика местной природной флоры, а также лесная подстилка, состоящая из ягодных кустарников – брусники, черники, водяники, различных видов мхов. Существующие элементы ландшафта – выходы скальных пород, берега водоёмов, естественный рельеф обязательно включаются в общую ландшафтную композицию.
ЖК Merenkulkijanranta, Lauttasaari. Arkkitehdit NRT Oy, 2015. Фото Светлана Лаврентьева