Журнал "Зелёная стрела"
Меню раздела

Беседы о сущностях Сада

Поделиться

Размышления автора о роли Сада в истории человечества и в жизни современного человека, взаимоотношении человека и Сада, философии Сада.

Сад Евгения и Валентины, расположенный в станице Пятигорской, Краснодарского края, является участником Национальной программы «Русское общество открытых садов», осуществляемой под эгидой «Зеленой стрелы».

В октябре месяце в это чарующее место под Горячим Ключом, заглянул с дружеским визитом президент Академии философии хозяйства Юрий Михайлович Осипов, представляющий Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

В процессе обмена мнениями, участниками были затронуты актуальные темы взаимоотношения человека и сада, философии Сада. Хозяин Сада – Евгений Георгиевич Пономаренко, обобщил некоторые аспекты этих диалогов и опубликовал их. (См.: Пономаренко Е.Г. Беседы о сущностях сада // Философия хозяйства. 2018. № 5. С. 263 – 268.).

Поскольку Евгений Георгиевич является одним из спикеров Международного Ландшафтного Форума «Зеленая стрела», который состоится в городе Сочи с 14 по 18 ноября 2018 года, мы посчитали целесообразным ознакомить наших читателей и будущих участников Форума, с этими размышлениями.

Изгнание из Рая или уход из Рая?

По предположениям историков, около семи тысяч лет назад человек начал формировать первые сады. И в то же время сад начал формировать Человека в современном понимании. Если брать этот огромный временной период, то именно Сад создал современную цивилизацию, современную архитектуру и современное искусство.

Зададимся наивным вопросом — зачем Бог дал человеку Сад?

Ведь в начале развития человечества все было предельно просто и даже романтично. Древний человек гонял тучные стада по чарующим альпийским и иным лугам, попутно собирая съедобные корешки. И никакого тебе земледелия, подразумевающего в последующем возникновение Сада. Правда, при этом приходилось постоянно отбиваться от набегов соседей, которые норовили отобрать себе это стадо. Ведь им нужнее…

В любом случае, казалось бы, жизнь охотников и собирателей выглядела гораздо более веселой и познавательной в процессе движения за стадом животных, нежели ковыряние в земле на одном и том же месте. Однако семьдесят веков назад почему-то начался переход от кочевой романтики к оседлой прозе земледелия.

В этой трансформации заложен удивительный парадокс, поскольку здесь нет никакой логики! Ведь переход к земледелию невозможно объяснить, если учесть, что ведение сельского хозяйства обусловило увеличение объемов труда и ухудшение качества пищи — однообразная еда с низким содержанием белка и витаминов.

Аграрная революция — одно из самых противоречивых событий в истории человечества. Некоторые ученые утверждают, что она вывела человечество на путь прогресса и процветания. Другие уверены: на той развилке человечество выбрало тропу, ведущую в бездну. Homosapiens отрекся от родства с природой и устремился навстречу алчности и стяжательству.

На наш взгляд, именно семь тысяч лет назад состоялось бегство человечества из рая.

Обычно Адама и Еву изображают молодыми людьми. А вот в национальном музее Будапешта мы увидели несколько иную картину художника Йохана Миллитца «Адам и Ева». Здесь мы видим людей далеко не первой молодости, вероятно, уставших от опостылевшей райской жизни. Рай, где человек не трудится, — можно ли считать это раем? И является ли бесцельное времяпрепровождение райской жизнью?

Вероятно, Адам вполне осознанно сказал: «Ева, ешь быстрее это яблоко, и пойдем скорее отсюда!». И змей — не искуситель, но, напротив, соучастник — знал, и не сказал…

Райская жизнь не устроила человека, и он предпочел тяжким трудом зарабатывать свой кусок хлеба, дабы создать свой собственный Сад на основе всех достижений человеческой цивилизации.

Сад как возможность почувствовать себя творцом и созидателем

Сад создал не только современный мир. Одной из прекраснейших заслуг сада является то, что он дает возможность любому человеку почувствовать себя Художником, Творцом и Созидателем.

Жизнь — штука сложная и талантливых людей на свете не так и много. Лишь некоторые обладают даром писать картины, сочинять стихи, танцевать в балете. Редкие личности становятся незаурядными учеными и великими композиторами. Не каждый может стать выдающимся режиссером или талантливым скульптором.

Вне зависимости от страны, культуры или религии, существует лишь малая толика людей, которым их профессия предоставляет возможность самовыражения.

А что же остается остальным, подавляющему большинству людей, занятых, как правило, рутинной работой, такой же, как и у миллионов сограждан? А как же Искра Божья? И если она существует — то, что с ней, этой искрой, делать? И как понимать утверждение, что каждый человек представляет собою уникальную и неповторимую Вселенную?

Тяжелые и, казалось бы, не имеющие своего разрешения, вопросы… А может, есть выход из этого искусственного тупика?

И Сад дает такую возможность! Воистину — хочешь почувствовать себя художником — займись Садом! Если тебя одолевает томление, присущее скульптору или архитектору, — займись зеленым строительством! Если тебе не безразлична та или иная композиция прекрасных растений — начни работать в саду!

Ведь бабушка, выращивающая палисад перед своим скромным домиком в станице, вольно-невольно является и скульптором, и поэтом, и художником, и архитектором, и дизайнером.

Любой сад, как и человек, несет в себе божественное начало. Френсис Бэкон (1561 — 1626) свое эссе «О садах» начинает с утверждения: «Всемогущий Бог первым насадил сад». Иными словами — сад должен быть раем, Эдемом. Далее Бэкон утверждает: «И действительно, это самое чистое из всех человеческих наслаждений. Оно более всего освежает дух человека. Без сада здания и дворцы всего лишь грубые творения его рук».

Таким образом, каждый садовод, является представителем одного из древнейших ремесел, ибо в писании сказано: «Господь взял человека и поставил его в сад Эдем, чтобы он возделывал его и сохранял».

Если вы читаете эту статью, вам может быть интересна эта программа:

Сад как автопортрет

Есть известная поговорка: «Пес похож на своего хозяина». По аналогии, архитекторы и садовые дизайнеры часто утверждают, что здания и сады также похожи на своих владельцев. Безусловно, сад –всегда автопортрет его хозяев. И лучшего зеркала вы не найдете!

Сад объективно отражает как людей, так и эпоху. Вот, например, мнение Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Сады и парки были теснейшим образом связаны не только с идеями и вкусами общества, но также с бытом их хозяев, с укладом жизни современников. Сады устраивались для размышлений, для поэтических мечтаний, для ученых занятий, в Средние века — для молитв и благочестивых бесед, в Новое время — для приема гостей, их узкого круга или широкого, для празднеств».

Любой, даже небольшой, сад демонстрирует руку и сердце своего создателя — творца, созидателя и композитора, в высоком смысле слова.

Сад отражает культуру нации, демонстрирует предпочтения, настроения как элиты, так и простого народа. (Бабушка в своем саду, выращивая петунии и рудбекии, исходит из своей философии, своей гармонии и только ей понятного смысла прекрасного.)

И если в твоей жизни появляется Сад, то твои отношения с природой начинают кардинально меняться. И дело тут не в пресловутом праве на собственность, заверенном у нотариуса. Здесь все гораздо глубже — это же не роскошный автомобиль, который через пять лет выйдет из моды, а через десять — может превратиться в металлолом. Это право распоряжаться построением своей жизни на своей земле.

Ты можешь оставить после себя дикую унылую пустошь, а можешь превратить ее в цветущий оазис. Ты можешь безвольно подчиниться всепобеждающей энтропии, мотивируя это смирением перед силами природы, а можешь, засучив рукава, попытаться отвоевать хотя бы маленькую территорию и обустроить ее по собственному образу и подобию.

И еще. Сад — это модель мироздания, которую ты создаешь из подручных средств, сообразно твоим представлениям о прекрасном. Он вбирает в себя взгляд на мироустройство того, кто его возделывает. Говорят, что Вселенная представляет собою «одеяние» Творца, несущего в целом образ и подобие своего Создателя. Так и сады могут рассказать нам об устройстве своих творцов едва ли не больше, чем они могут сообщить о себе сами.

Таким образом, человеку, как Творцу и Созидателю, предоставляется шанс создать свою модель Рая. Эта попытка не обязательно завершится успехом, ибо довести этот проект, хотя бы концептуально до конца, очень и очень сложно.

Однако, если у тебя в жизни был Сад, значит, был и шанс. В золотой фонд мировой культуры входят сады, где этот шанс был реализован. Это сад Альбера Кана в Париже, Клода Моне в Живерни, скромного чиновника в Сучжоу, Роберто Бурле-Маркса в Рио-де-Жанейро, Гертруды Джекилл в графстве Суррей (Англия), Жака Мажореля в Марракеше и многие-многие другие. Эти люди, равно как и их коллеги во многих других странах и эпохах, смогли воплотить в жизнь образ земного Рая на нашей грешной Земле.

Сад как религия

Сегодня количество направлений в садовом искусстве подобно многообразию религий, каждая из которых по-своему толкует мироздание. В том же христианстве мирно уживаются (или не уживаются) католицизм и лютеранство, православие и протестантизм. У них есть свои почитатели, фанатики, раскольники и баптисты.

Такое же многообразие свойственно и садово-парковому искусству. Здесь также свои приверженцы, отстаивающие чистоту веры и еретики, стремящиеся отступить от устоявшихся канонов.

Впечатляет и существующая гамма направлений садового искусства. Например, сады классифицируются по географическому, либо культурному признаку: альпийский, буддистский, английский, креольский, арабский, калифорнийский, мавританский, римский, англо-индийский, средиземноморский, швейцарский, французский, исламский, греческий, мексиканский, персидский, карибский, голландский, викторианский, индусский, мальтийский, тосканский, тропический и субтропический. И это лишь толика наиболее употребительных названий! А сколько еще специфических, известных только профессионалам!

Прибавьте к этим вариантам приставку «псевдо-», и вы получите еще массу различных вариантов садов.

Восхищает и множество садовых направлений: ландшафтные, ботанические, смешанные, регулярные, парковые, натуралистические, модернистские, коллекционные, живописные, тематические, мемориальные, экспериментальные, колониальные, эксцентричные, монастырские, загородные, эклектичные, функциональные, абстрактные, миниатюрные, топиарные, экзотические, урбанистические, формальные полуформальные и неформальные, классические и неоклассические, водные и огородные, романтические и деревенские. И это далеко не полный перечень!

Однако, если вы будете создавать свой сад, то он никогда строго не подойдет лишь к одному из вышеуказанных терминов. Это будет именно ваше детище, именно ваш, и только ваш сад!

Сад как соавтор

Любой сад — в первую очередь, произведение искусства.

Вместе с тем всякий сад следует рассматривать как явление пограничное: это искусство и не только искусство, так как природа дает садоводу-художнику свои «слова», и, пользуясь ими, он выражает новое «человеческое» содержание.

При этом природа, наряду с человеком, всегда остается соавтором произведения, ибо только она властна над зеленью деревьев, гладью озер, жизнью цветов и окраской листвы — она режиссер «драматических событий», постоянно разыгрывающихся сюжетов, как в большом саду, так и в маленьком бабушкином палисаднике.

Сад как диктатор

Сад закабаляет. Но это единственный вид рабства, который на самом деле никогда не в тягость, даже если при этом вы приговорены выслушивать жалобы, как все дорого и как это утомительно — заниматься садом.

Не верьте! Так жалуются на любимых детей, отнимающих слишком много сил, времени и денег.

О возрастании роли Сада

Буквально у нас на глазах концепция сада в России резко меняется. Еще недавно это был скромный советский метраж — шесть соток с листиками салата на самодельном огороде. Однако сегодняшний сад давно вышел из-под беспрекословной юрисдикции пенсионеров-отставников и бодрых старушек — бывших комсомолок. Отныне это еще и территория творческих людей, желающих реализовать себя при создании именно своего Сада.

Садовое искусство все более завоевывает внимание общественности. Вспомните, сколько было вызвано споров, симпатий и антипатий в связи с открытием парка «Зарядье» в Москве. Такое же бурное обсуждение последовало после открытия парка Сергея Галицкого в Краснодаре. Большое внимание привлекает обустройство общественных пространств средствами садового дизайна в Казани.

Сад притягивает, сад завораживает, сад вдохновляет. Думается, что роль сада в жизни человечества будет лишь только возрастать.

И очень хочется верить в то, что именно идея всеобщего сада, спасет мир от горя, нищеты и разрушения…

Евгений Пономаренко