Удивительный Туркменистан
Удивительный Туркменистан
От Ашхабада до газового кратера
21 – 28 апреля 2019 г.
Журнал "Зелёная стрела"
Меню раздела

Похвальное слово Хакасии

Мы хотим далеко, «на край света, на землю у самого основания неба»! А раз так, решено — отправляемся в Республику Хакасию —замечательный субъект РФ, с которого для нас начинается Восточная Сибирь. Это её юго-западная часть.

«Эй-ии…и!» — этот возгласу хакасских сказителей предшествует зачину всякого алыптыхнымаха (героико-эпическая песня).

«Поверхность земной шири, земли под ясным небом объехать я хочу» (хакасский героический эпос «Ай-Хуучин»)

Хакасия граничит с Красноярским краем, Кемеровской областью, Алтаем и Тывой, занимает территорию в 61 569 кв. км. Её население — 537,5 тысяч человек. На западе Хакасии расположена горная область Кузнецкого Алатау, на юго-западе — горы Алтая, на юге и востоке — Западный Саян, на севере и северо-востоке — Хакасско-Минусинская котловина. Из крупных рек — Енисей, Абакан, Томь. В республике более 500 озёр, в том числе с лечебными свойствами (Шира, Белё, Ханкуль, Баланкуль, Ивановские озёра). Большие города — Абакан («Медвежья кровь») с населением более 180 тысяч человек, Черногорск (около 75 тыс.), Саяногорск (около 50 тыс.).

Несколько слов о прошлом, чтобы «недавнее с давним связать, давнее к недавнему подвести», ибо в Хакасии мы на каждом шагу будем встречаться с памятниками истории. Заселение этих территорий началось 40-50 тысяч лет назад.

В IV-III вв. до н. э. здесь возникло первое государство — Динлин-го, разгромленное близ 201 г. до н. э. хуннами. После этого сюда пришло тюркоязычное племя кыргызов. Со временем каганы, склонные «к буйству и войне», «длинным копьём и острой саблей», создали агрессивную степную империю.Хакасия составляла ядро кыргызского каганата. Там добывалось много железа, что позволило перевооружить армию. Торговля велась с тибетцами, арабами и народами Средней Азии. Одно время тут проходил отрезок Великого шёлкового пути.

Кыргызы совершали завоевательные походы на Туву, Восточный Туркестан, уничтожили Уйгурский каганат. Около 818 г кыргызский князь Ажо объявил себя независимым ханом и потребовал от уйгурского хана капитуляции — «Твоя судьба кончилась. Я скоро возьму Золотую твою орду, поставлю перед нею моего коня, водружу моё знамя. Можешь состязаться — приходи; не можешь, то скорее уходи».

Кыргызы отметили свою победу над уйгурами в двустрочной надмогильной надписи, известной под названием «Енисейский памятник». В ней назначенный каганом правитель  Эль-Туган-тутук писал, что он управлял «народом шести бегов» (или «шестисоставным народом»), т. е. уйгурами. Китайские хроники упоминают о северных соседях, которых они называли — «хягасы», (вот откуда и взялись «хакасы» — потомки кыргызов), о том, что в841 г кыргызский посол прибыл в Китай. В это время хакасы дошли до Амура, до Великой китайской стены во Внутренней Монголии, до Кашгара в Восточном Туркестане, на западе — до среднего течения Иртыша, до места нынешнего Новосибирска, на северо-востоке заняли всё Прибайкалье. Период истории от III в до н. э. и до окончательного падения государства кыргызов в 1293 году под очередным натиском монголов, академик В. В. Бартольд называл «кыргызским великодержавием».

Затем, вплоть до начала XVIII этитерритории входили в состав различных монголоязычных княжеств. Значительная часть кыргызов, начиная с IX века, волнами переселилась на Тянь-Шань. Память о сибирской прародине жива у жителей современного Кыргызстана. «В давние-предавние времена, когда лесов на земле было больше, чем травы, а воды в наших краях было больше, чем суши, — пишет Чингиз Айтматов в повести «Белый пароход», — жило одно киргизское племя на берегу большой и холодной реки. Энесай называлась та река. Протекаетона далеко отсюда, в Сибири. На коне туда три года и три месяца скакать. Теперь эта река зовётся Енисей…» Про неё песня была, утверждавшая, что «нету реки шире тебя, Енисей, … земли роднее, горя глубже, воли вольнее». Разные народы стояли тогда на Енисее и жили они в постоянной вражде. Полчища врагов уничтожили, в конце концов, всё киргизское племя. Случайно уцелели только мальчик и девочка. Предводитель врагов велел сбросить их с высокой кручи в Енисей. Рябая Хромая Старуха должна была столкнуть детей, но Рогатая Матерь-олениха выпросила сирот и принесла их на берег Иссык-Куля. «Это и есть ваша новая родина, — сказала она. — Будете жить здесь, землю пахать, рыбу ловить, скот разводить. Живите здесь с миром тысячи лет». Так и живут.

В 1604 году был построен Томский острог и начался непростой процесс вхождения «киргизской землицы» под юрисдикцию Русского царства, а затем Российской империи. Всякое было. С некоторыми племенами союз не сложился.У поэта Михаила Воронецкого (Кузькина) (1931-1990), например, есть стихотворение о том, как в феврале 1692 года в многодневном бою отряд казаков и служилых людей под началом полковника Василия Многогрешного наголову разбил войско Тубинского князя, в итоге не стало не только княжества, но и племени. Противодействие немирных киргизских князей, пытавшихся увести людей в Джунгарию и Монголию, было сломлено, принятый Устав об управлении инородцев предоставлял им самоуправление через степные думы и инородные управы.

Местное население всё активнее стало связывать свои надежды с Россией, с тем, «чтобы им жить под великого государя державой безопасно», «жить на Родине, а не быть уведёнными, и заниматься мирным трудом». В 1707 году Пётр I подписал указ об основании острога на реке Абакан, в 20 вёрстах от его устья, что и было сделано. Этот год стал годом вхождения Хакасии в состав России.

В целом, скорее прав поэт Михаил Кильчичаков(1919-1990): «Не копья, а братское сердце понёс народ мой навстречу России». «Киргизская землица» относилась к Сибирской и Томской губерниям, а затем — к Енисейской. В 1923 г. создан Хакасский уезд, преобразованный в 1930 году в автономную область. До 1991 года, до преобразования в республику, Хакасия входила в состав Красноярского края. Республика Хакасия имеет свой флаг (с 1992 г.), герб (с 2006 г.) и гимн (с 2015 г.). На флаге — три полосы (синяя, белая и красная), расположены горизонтально и четвёртая — зелёная с солярным знаком посредине, расположена вертикально и, как бы объединяет горизонтальные полосы. На гербе — красный щит амазонок как оберег, на нём крылатый барс — первопредок и хранитель, вверху символ солнца, Вселенной. Щит обрамлён берёзовыми ветвями — символом божественной силы, благополучия, достатка. Герб расположен внутри круга — символа Вечности. Гимн утверждает, что Хакасия — край на юге Сибири, чудо природы, «лучшая в мире». Её житель восхищается ею, глядя на горы, тайгу и поля, а держава, то есть Россия, гордится Хакасией, где дружно живут народы, которая строит заводы, возводит плотины, проводит дороги, вскрывает недра, сеетхлеба и разводит коней.

Хакасы — тюрки, предками которых считались хуннский царевич и волчица. «Турк» — «сильный, крепкий». Сталкиваясь с тюрками, мусульмане отмечали их удивительное умение находить общий язык с окружающими народами и их гостеприимство. Они такие. Хакасы называют себя — «тадар», прежде именовались  минусинскими, абаканскими и ачинскими татарами. Их язык относится к уйгурской восточно-тюркской ветви тюркских языков. «Язык хакасский мой, освящённый богородскою травой! Тасхылом назову, шумящей тайгой. И мудрой матерью, Инэсай – рекой. Не исчезай!» — написала Галина Казачинова. При этом, «свободное владение русским языком, — как отмечает в своей диссертации филолог  Наталья Ахпашева, — тотальное явление среди хакасов». Как и другие тюрко-монгольские кочевники евразийских степей, хакасы исповедовали тенгрианство с культом Тенгри — обожествлённого неба. Общая численность хакасов — 75 тысяч человек. Большинство (64 тысячи) живут в Хакасии, но и остальные считают, что «отчий край, что райский сад, а чужбина — сущий ад».Они тоже остались дома, в раю, но невольно оказались в соседних регионах.Виноваты административные границы, которые неизбежно, даже при самом справедливом подходе, достаточно жёсткие. По культуре и языку к хакасам близки теленгиты, телеуты, чулымцы и шорцы,проживающие западнее.

Степь — место пригодное для жизни. Много говорят о здешнем климате — континентальном с холодной и малоснежной в котловинах зимой. Средняя температура января в котловинах — минус 19-21, в предгорьях — 15-17. Лето в котловинах жаркое. Средняя температура июля — плюс 18-20 градусов. 40 градусов ни зимой, ни летом здесь никого не удивляют.

Центральная часть хакасской степи пересечена горными хребтами, поросшими лесом, что создаёт разнообразие ландшафта и богатые возможности для развития хозяйства.Треть лесного фонда составляют кедровые леса. У хакасов каждый род имеет своё родовое дерево. В этом качестве часто выступает тополь. Особенно любима хакасами богородская трава (чабрец), которою, как уверяют и старинные, и современные певцы, покрыты здешние степи. Не случайно её именем была названа первая книга талантливого поэта Валерия Майнашева. Говоря о степи, всякий раз упоминают рыжий ковыль. В горах «ковром по склону брусники алый цвет». Здесь «царство земляничных ароматов». «Огнями средь полей», говоря словами Геннадия Маеркова, рассыпаются по весне жарки (купальница азиатская).

«В степи цветы неброские: бессмертники да ирисы, да глазки колокольчиков синеют кое-где», — пишет Людмила Абрамова. В горах и предгорьях выпадает больше осадков, там и растительный мир гораздо богаче. Не случайно, поэт Анатолий Кыштымов «вошёл в тайгу и замер удивлённый» от обилия цветов. Подобное впечатление произвела горная Хакасия и на ОлегаБудкеева, «охотника за растениями» из Новоалтайска, во время его экспедиции два года назад. (Его отчёт читайте на сайте «Вестника садовода»!) У поэта Михаила Кильчичакова есть стих о давнем обычае хакасов — в первый летний день надевать на девушек красивых «венки, как шапки, из цветов степных». Надо сказать, что в голодные годы  (и не только!) некоторые цветочные растения использовались и по другому назначению — «копали кандык и другие коренья», «рвали и ели «петушки», розовее зари». Вообще, флора Хакасии богатая. Она насчитывает 1526 видов растений.Вот перечень части краснокнижных — левкой великолепный, остролодочник, ковыль перистый, ятрышник шлемоносный, ревень алтайский, борец Паско   эдельвейс,— родиола розовая и родиолапочтиперистая, ревень компактный и шиповник колючейший, дикорастущие орхидеи (любка, ятрышник, гнездовка, тайник, дремлик, венерины башмачки — настоящий, капельный и крупноцветковый, двулепестник парижский, папоротники — многорядник Брауна и копьевидный, щитовник душистый, гроздовник виргинский, асплениумы — алтайский, саянский и зелёный, костенец саянский. Исчезают — флокс сибирский, ковыль Залесского, прострелы Ревердатто и Бунге, мак хакасский, лилия карликовая, кермек крупнокорневой, кандык сибирский, левзея сафлоровидная, линнея северная, анемона, горечавки, бадан.

В Хакасии всё ещё раздолье охотникам. Любителям в качестве объектов промысла предлагается76 видов млекопитающих (лось, архар, марал, кабарга, косуля, кабан, медведь, соболь) и 45 видов птиц (рябчик, глухарь, кедровка.

В республике, где все уверены, что «всё здоровье народа от айрана», развито животноводство (крупный рогатый скот, овцы, лошади).Конечно, не так, как в эпические времена, когда он так «обильно расплодился», что «в большой степи, похоже, не умещается». Здесь особенно любят лошадей. «Хакасские кони// легки и красивы…//  я вижу за дымкою// канувших дней// взметённые ветром// цветастые гривы// летящих степями// ста тысяч коней…» (Михаил Воронецкий).Выращивают пшеницу, ячмень, овёс, просо, подсолнечник, сахарную свёклу.

На территории Хакасии добывают уголь, железо, мрамор, гранит. Здесь находится Саяно-Шушенская гидроэлектростанция, Саяногорский и Хакасский алюминиевые заводы, ОАО «Саянская фольга», две угольные шахты и пять разрезов.

Есть в Хакасии и университет, и технический институт, и институт бизнеса, а также политехнический, сельскохозяйственный, медицинский, педагогический и музыкальный колледжи. Работают краеведческий музей, филармония, картинная галерея, кукольный, русский и хакасский драматические театры.

Абаканский музей(в Интернете его называют «музеем камней», хвалят, советуют непременно посетить), носит имя Леонида Романовича Кызласова (1924-2007), археолога, историка-востоковеда, профессора МГУ, уроженца улуса Сенявино Усть-Абаканского района, «дважды похороненного» доблестного танкиста в Великую Отечественную, участника 50 археологических экспедиций, автора более 300 научных работ по истории Хакасии, Тувы, Центральной Азии. Кстати, интерес к истории, как вспоминал Леонид Романович, в нём пробудил Минусинский музей, куда он впервые попал в 11 лет.

Университету присвоено имяНиколая Фёдоровича Катанова (1862-1922) — филолога, этнографа, тюрколога, профессора Казанского университета. Он считается первым хакасским учёным, это — «хакасский Ломоносов». На его счету, по его собственным подсчётам, около 380 научных работ по хакасскому фольклору, восточной хронологии, дневники путешествий по Урянхайской земле, по Сибири, Джунгарии и Восточному Туркестану, совершённых по поручению Русского географического общества. Николай Фёдорович не только прекрасно писал, но и говорил. Как вспоминал один из его студентов «речь его лилась свободно, красиво, такой широкой и захватывающей волной, как шелковистый ковыль в степях, где прошло его детство».

Есть в Хакасии что посмотреть и где отдохнуть. Это и города, и горы, и реки, и озёра. Это и множество исторических памятников, с которыми можно познакомиться в музеях «Хуртуяхтас», «Древние курганы Салбыкской степи», «Усть-сос», «Сундуки», «Хайахоос» (наскального искусства), палеолитическая стоянка в Малой Сые. Хакасия — настоящий рай для археологов. Здесь тысячи курганов, копать можно везде. Не случайно, ещё Пётр I велел собирать и беречь древности. По его указанию первые раскопки на Енисее в 1721-1722 годах провёл Д. Г. Мессершмидт. С тех пор раскопки продолжались, но даже 264 года спустя статья о республике, опубликованная в 1986 году в журнале «Вокруг света»,в котором я долго работал, называлась — «Пришлите археолога!». Речь шла о том, чтобы собрать и сберечь то, что может безвозвратно погибнуть в результате хозяйственной деятельности человека. Наследие хакасов  — это более 30 тысяч древностей, свыше 1500 объектов. Многие из них представляют исключительную ценность. Например, известный географ, евразиец П. Н. Савицкий в письме Л. Н. Гумилёву  от 8 декабря 1956 г. пишет, что «художник, создавший Саяно-алтайского всадника, — гениален!» Многие находки из Хакасии экспонируются в музеях Москвы, СПб, Новосибирска, где их может увидеть огромное количество посетителей.Конечно, абсолютное большинство курганов давно ограблено. Это поработали «охотники» за курганным золотом — «сибирские бугровщики».  Но для науки ценность представляют не столько драгоценные металлы или камни, сколько орудия труда, оружие, предметы быта, самые незатейливые украшения.  Казалось бы, археологи благое делают дело. Но на это, оказывается, можно посмотреть и так: «бугровщики от имени науки могилы наших предков потрошат» (М. Воронецкий. Курганы).

Ежегодно Хакасию посещает почти полмиллиона туристов, т. е. примерно столько, сколько в ней жителей. В Москве, конечно, считают лучше и насчитали в 2017 году до 21 миллиона туристов. В Санкт-Петербурге считают точнее, там только два года назад количество туристов превысило количество жителей (6,5 млн. в 2015, 6,9 в 2016 и 7,5 в 2017 гг).

Изучив вдоль и поперёк всё, что предлагают туристу в Хакасии, могу сказать, что ярких, незабываемых впечатлений будет не меньше, чем на Алтае или на Байкале. Правда, меня настораживает повсеместная тенденция свести «национальный колорит и наследие» к «шаманскому камланию по 15 тысяч рублей на группу» и «обряду очищения индивидуально» по договорённости «от 2-х до 5-ти тысяч рублей». Не гонитесь за дешевизной, копайте глубже!

1. Абакан

Хакасия — родина «зелёных» крокодилов! И это благодаря Василию Адамовичу Антропову, их творцу.

Бывший авиатор, офицер, грузчик, парикмахер, бизнесмен стал «изобретателем-ландшафтником», «Магистром красоты». Удивительно творческая личность, цепкий, хваткий, самодеятельный, всё делает своими руками из подручных, «бросовых», живых и сухих растительных материалов  — кохии, ячменя (похоже гривастого, хотя упорно называет его «диким»), веток и прутьев, на которые до него ни один «топиарщик» и внимания особого не обращал. Его пример другим наука — «сначала надо пахать не за деньги, а за идею, не питая особых надежд на блестящее будущее. Если пройдёшь через это, потом тебя нагонит всё остальное: и слава, и деньги, и заманчивые предложения».

Заворожил В. Антропова ландшафт в Петродворце и решил он сделать нечто похожее у своего дома в Черногорске. В «магазине семян» узнал, что «красивые кустарники, пригодные для художественной стрижки или, по-книжному, топиарного искусства», вроде самшита, в Сибири не растут». Ему посоветовали, и очень кстати, обратить внимание на кохию — «летний кипарис». А к середине лета у черногорского спортклуба «Сибиряк» появился 20-метровый «зелёный» крокодил из кохии. А дальше пошло…

В Абакане Антропову выделили землю и в 2007 году он создаёт там парк топиарного искусства «Сады Мечты» с  14-метровой «Эйфелевой башней», озерцом с островками, мостиками. Главное в «Мечтах» — скульптуры из растений — «Утёнок», «Котёнок», «Степной орёл» (с размахом крыльев в 10 метров), «Панда» и разные другие. В «Мечтах» есть и французский сад, и японский, и «сад Дракона», и египетский уголок, и английский газон, и альпийская горка, и мини-копия Петергофа, и даже «сад младенцев» с аистом. Помимо рукотворного зверья, в саду есть небольшой зоопарк, аттракционы для детей.

Конечно, поглядев на скульптурный ряд, строгий критик скажет, что «тутэйшие богини» и не пытались равняться на Венеру Милосскую, да и фигурки 13 ангелов в «Садике ангелов», гномиков или гусят, не высокого полёта. Их избыточно много, видимо, из расчёта, чтобы каждому гостю досталось не меньше одного, и выставлены они нарочито, напоказ. Но главное в том, что создано нечто, чего никогда прежде не было, что заставляет далёких от дизайна людей, задумываться и хотеть, «чтоб в России было красиво». Посетителей восхищает не только мастерство создателя «Садов», газоны и фонтаны, но и уют, ухоженность территории — дело для нас ещё почти невиданное и непривычное. Нам всё ещё разор — норма. Несогласных прошу проследовать в пригородные леса, на обочины дорог, берега водоёмов. Есть посетители, заметившие  «прекрасный сад, восхищающий богатым ассортиментом растений и продуманным ландшафтным дизайном». Правда, «тонны впечатлений» связаны, прежде всего, с едой, рыбками-зверушками, детскими развлечениями. Хорошо, что там же в парке в библиотеке имеются книги по ландшафтному дизайну, которые можно почитать и повысить свой культурный уровень, найти ответы на вопросы, неизбежно возникающие после встречи с «зелёным прекрасным». 

Антроповские «Сады Мечты» примыкают к большому Преображенскому парку, что рядом со Спасо-Преображенским собором, замечательно оригинальным «новоделом» 90-х годов. Парк большой, ухоженный, с фонтанами и прудами, беседками и дорожками. Комплекс «Добрый Ангел Мира» посвящён благотворительности. На памятных табличках высечены имена нескольких десятков меценатов прошлого, представители семейств Шереметевых, Третьяковых, Морозовых, Мамонтовых. Очень уместно, потому что рядом Дворец бракосочетаний, установлен памятник Святым благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским, покровителям супружеской любви и верности. Рядом с ним — три металлических дерева для символических замков, которые молодожёны замыкают на «Дереве любви», скрепляя свой союз.

После отлёта В. Антропова в европейскую часть страны, его преемник — Денис Сафронов создал в 2011 году в центре Абакана парк «Вдохновение» с «гигантским домом на деревьях» и таких же размеров «беседкой влюблённых с зелёным куполом», водяной мельницей и прудом (с живностью — совы, черепахи, страусы и верблюды), «фонтаном желаний». Затем Сафронов«повторил» «Сады Мечты» в Красноярске.

В 13 км от Абакана в селе Зелёное расположен ботанический сад НИИ аграрных проблем Хакасии.  Он создан в 1991 году на базе коллекции деревьев и кустарников, заложенной учёным-лесомелиоратором П. Зиминым. Имеется 6 коллекций; 700 видов, форм и сортов деревьев и кустарников, в т. ч. Более чем по 100 видов декоративных и лекарственных растений. А коллекция плодовых косточковых культур, созданная Т. Н. Дускабиловой и Т. Дускабиловым, насчитывает 87 сортов и форм вишни, сливы и абрикоса. Кроме того, выделены 50 перспективных форм абрикоса, 30 — форм сливы. В коллекции редких растений 36 видов, в т. ч. 18 из Красной книги РФ.

2.Шушенское

В 80 км. от Абакана, за Енисеем, на территории Красноярского края, расположено село Шушенское, известное, прежде всего, как место ссылки В. И. Ленина в 1897-1900 гг. «Шу-Шу — село недурное», — с иронией писал Владимир Ильич матери. Он отметил, что оно «большое, в несколько улиц, довольно грязных, пыльных — всё как быть следует. Стоит в степи — садов и вообще растительности нет. Окружено село… навозом, который здесь на поля не вывозят, а бросают прямо за селом… У самого села речонка Шушь, теперь совсем обмелевшая». Тем не менее, места эти Ленину так понравились, что его, может в единственный раз, потянуло на лирику. И полились строки: «В Шуше, у подножия Саяна…» Там провёл Владимир Ильич без малого три года — читал, писал, ходил на охоту, занимался спортом, гулял, общался с народом. Из написанногоЛениным в ссылке достаточно назвать лишь капитальный труд«Развитие капитализма в России» на 600 страниц. Приехавшая к Ленину его молодая жена — Н. К. Крупская среди прочих дел, с энтузиазмом занималасьразвитием цветоводства и огородничества, привлекая будущего вождя революции к подготовке гряд и прочей прозаической садовой работе.

О ленинской ссылке, о прошлом села, о крестьянских промыслах и ремёслах, о сибирском казачестве рассказывает экспозиция историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское» (ранее «Сибирская ссылка В. И. Ленина»).Три десятка деревянных домов с дворами и огородами за зелёными заборами призваны создать для туристов образ седой старины.

Особый интерес вызывают две мемориальные квартиры политического ссыльного Ульянова, с которых ещё в 30-е годы и начался музей в Шушенском — в доме зажиточного крестьянина Аполлона Зырянова и у крестьянской вдовы Петровой. В них много сохранившихся подлинных вещей того времени, дополненных недавними копиями, которые трудно отличить от оригиналов.

«Новая  деревня» — это 6 усадеб, воссозданных в старинном стиле. Во вновь построенных домах и хозяйственных постройках имеется немало орудий труда и предметов быта (сани, телеги, сеялки, веялки и т. п.), имеющих музейную ценность.Там, в обстановке, напоминающей сибирское село XIX века, можно не просто пожить по-крестьянски, отведать блюда сибирской кухни, отвлекаясь по желанию на телевизор, бильярд или баню, но и научиться ремёслам, поучаствовать в играх и забавах, и не только детских, «окунуться» в атмосферу народных праздников и обрядов.

Заслуживает внимания такженародная картинная галерея, открытая в 1970 году на основе коллекции репродукций, собранной рабочим Норильского комбината И. В. Рехловым. В настоящее время она насчитывает 20 тысяч произведений живописи, графики и скульптуры.
В1995 году в лесной части музея-заповедника открылся национальный парк «Шушенский бор», занимающий площадь в 39200 гектаров в лесостепной зоне и в горной, что в Западном Саяне.В парке произрастает более 840 видов сосудистых растений, в т. ч. 13 — из Красной книги РФ.На территории Перовского лесничества находятся ленточные боры, Песчаная и Журавлиная горки, Шалаш из брёвен и досок на берегу озера Перово, где любил прогуливаться В. И. Ленин, а также Музей истории лесного хозяйства.В Горном лесничестве — альпийские луга, водопады, ледниковые озёра с громкими именами — Венеция и Банзай. Там проходит несколько экскурсионных экологических маршрутов различной протяжённости. Например, «Экоборус», протяжённостью 9,5 км. к вершинам хребта Борус (высшая точка 2318 м), «Саянские контрасты» (30 км) на автомобиле по прибрежной зоне и теплоходом по Саяно-Шушенскому водохранилищу.

Вокрестностях Шушенского есть дендропарк «Берендей» (1,8 га), где произрастает 170 видов деревьев и кустарников, в т. ч. 122 вида, интродуцированных из других регионов.Представлены зоны — лесостепи, тайги, альпийская горка, бор, экзоты. Парк населён также многочисленными сказочными персонажами, вырезанными из дерева, чучелами птиц из рогоза. Начало всему этому «царству» положил великий энтузиаст, бывший директор лесхоза «Шушенский бор» Дмитрий Павлов. В 1969 г он создал первое в крае школьное лесничество, а в 1979 г — этот самый «Берендей».

3. Саяно-Шушенская ГЭС

На территории Хакасии находится самая мощная в России Саяно-Шушенская гидроэлектростанция (6400 МВт), одно из самых грандиозных строений СССР. Полукруглая бетонная плотина высотой в 245 метров, в полтора раза выше пирамиды Хеопса, врезана в скальные берега на 15-метровую глубину. Длина плотины по гребню — 1070 метров.

«Изербельский ключ» с обедом, рыбалкой и баней расположен среди вековых деревьев на берегу Енисея между посёлками Майна и Черёмушки. Красивые домики из дерева, благоустроенная территория, «мангальные зоны» и восхитительные природные ландшафты.
В этих краях предгорья становятся горами. Здесь, в Саяногорске, Майне, а особенно в Черёмушках, уникальный даже для Абаканско-Минусинской котловины  микроклимат — благодаря незамерзающему зимой Енисею. Он несколько мягче, чем в соседних районах, несколько тише ветры. Но это не значит, что тут полная благодать и без труда можно вырастить что захочешь. Вокруг расположено множество садовых товариществ, а в них сады и огороды, где летом — изобилие овощей и фруктов, которое выливается далеко за пределы СТ на улицы и площади городов и посёлков. Говорят, что в экспозициях музеев Абакана, Минусинска, Шушенского «помидоров не меньше, чем камней». Среди прекрасных здешних садов есть уникальные. В один из них нас приглашает Валерий Константинович Железов — известнейший в Сибири садовод, «от Бога», как говорится. Прежде чем вы увидите его сад с абрикосами, сливами, черешнями, не говоря уже о яблонях, грушах и вишнях, зайдите на сайт «Вестника садовода» и познакомьтесь с материалами рубрики, посвящённой Железову, почитайте его статьи, его, в соавторстве с Н. И. Курдюмовым,книгу «Умный сад. Как перехитрить климат» (2011 г). Вы поймёте, что всегда и всюду дело не столько в климате, сколько в достоинствах людей.Садовая Хакасия — это не один Железов.

В Абакане работают с косточковыми Турсунпулот и Татьяна Дускабиловы (НИИ с-х. проблем), с абрикосами и виноградом Евгений и Ольга Пискуновы, в Саяногорске — с персиком и крупноплодными сортами яблони Леонид Чернобаев и с черешнями Борис Боднар, в Шушенском с виноградом — Александр Рыкалин.

Если вы читаете эту статью, вам может быть интересна эта программа:

4. В село Бондарево к другу Льва Толстого, сибирскому правдолюбцу — Т. Бондареву (1820-1898)

В степи, в 135 км от Абакана расположено село Бондарево. Оно было основано в 1830 году отпущенными на волю бывшими крепостными из Воронежской губернии. Поскольку село долгое время служило местом ссылки крестьян, принадлежавших к ереси иудействующих, или субботников, то до 1850 года его называли Обетованным, а затем, до 1958 года — Иудиным. В 1867 году в село был сослан философ-самоучка Тимофей Михайлович Бондарев, который основал там школу и несколько десятилетий проработал здесь учителем. Он перешёл из христианства в секту субботников, за что был посажен в тюрьму, а затем сослан в Сибирь. Вскоре Бондаревувлёкся идеями Льва Толстого, вступил с ним в переписку и написал трактат «Трудолюбие и тунеядство, или Торжество земледельца», созвучный идеям Толстого. Основная мысль Бондарева — крестьянский труд, когда человек в поте лица своего добывает свой хлеб, является основным условием праведности. Свою рукопись Бондарев передаёт министру внутренних дел вместе с прошением на имя царя и затем ждётсвоего «звёздного часа», надеясь, что его вызовут в столицу, ведь  он предложил рецепт избавления человечества от нищеты и голода. Но откликнулся только Толстой. Великий писатель писал, что крестьяне Бондарев и Сютаев, «два русских мыслящих человека имели на меня большое нравственное влияние, обогатили мою мысль и уяснили мне моё миросозерцание». Толстой смог опубликовать труд Бондарева не только на русском языке со своим послесловием, но также в переводах на английский и французский языки. Писатель-моралист  написал ещё несколько рукописей — «Се человек», «Первородное покаяние», «Гордиев узел», «О любви к ближнему», «Спасение от тяжкой нищеты». В них дана оригинальная трактовка христианства, резкая критика официальной церкви, отражены народные идеалы социальной справедливости. В 1958 году Иудино было переименовано в Бондарево в его честь. В 2005 году Бондареву был поставлен памятник.Сейчас там, где находился дом Бондарева, где лежали каменные плиты с вырубленными им словами завещания, где он посадил перед смертью тополя, создан музей-усадьба.

Абазинский бор— памятник природы расположен в обширной котловине, образуемой Западным Саяном на левом склоне долины реки Абакан в пределах горно-таёжной зоны. Это окраина г. Абазы в 176 км юго-восточнее Абакана на трассе, ведущей в Тыву.Образован в 1988 году на площади в 9 га. В 2017 г. его площадь расширена до 176 гектаров.Кедрово-сосновый бор лентой тянется вдоль берега, окаймлённый уникальным скальным комплексом Чалпан (по-хакасски — гора). Это отвесный каменный массив высотой 147 метров, напоминающий звериный клык. С вершины Чалпана открывается неописуемой красоты панорама города, бора и реки.

Среди более 200 видов растений, представленных в бору — 12 краснокнижных , в том числе — зубянка сибирская, кандык сибирский, венерин башмачок крупноцветковый, гериций (ежевик) коралловидный, дремлик болотный.Близость бора к городу заметно сказалась на видовом составе пернатых. Из них чаще всего встречаются воробьи и синицы, соответственно 50 и 44,4 особи на квадратный километр, за ними — снегири (18,2), вороны (17), сорока (13,8), кедровка (10,01), свиристель (4,3). Из краснокнижных представителей фауны здесь отмечены — сапсан, скопа, чёрный аист, филин.

Кстати, об экологии. 25 мая 2018 года около 50 участников квеста «Чистые игры. Чистая вода»  собрали на территории особо охраняемого памятника природы 2 тонны мусора. Инициатор мероприятия Мария Бодягина говорит, что её вдохновляет любовь к месту, где она родилась и живёт, что её удручают свалки в таком живописном краю как Хакасия. Другой участник игры сказал, что год назад они здесь же набрали огромное количество мусора, но, похоже, что «жители Абазы с упорным постоянством маньяков превращают наш бор в помойку!». Много было собрано хлама, много справедливых упрёков сказано, но пока что количество «грязнуль» исчисляется тысячами, а волонтёров — десятками, сорят ежедневно, а квесты проводятся один раз в году. Разошлись с верой в то, что в будущем году вместо мусорных куч здесь будут цветочные поляны.

Кедровый питомникАбазинского лесхоза в предгорьях Саян является поставщиком федерального уровня, работает не только на Сибирь, но и на Урал, Поволжье. Может выращивать до 3 млн. саженцев кедра ежегодно, а к ним ещё и — декоративные голубые ели.

5. Музей-усадьба «Казачья изба»открыт в 2011 году в равнинном селе Арбаты («степь» по-хакасски)Таштыпского района.

Именно здесь в XVIII веке возникли первые поселения красноярских казаков, нёсших службу в Таштыпском остроге. Село Арбаты, например, основано в 1768 году на месте Арбатского форпоста на реке Абакан. Строительство здания, в котором находится нынешний музей, было завершено мастером Елисеем 6 мая 1896 года. До 1940-х годов в нём жила казацкая семья, затем учителя, размещались детские ясли, школьные мастерские. Здание отреставрировано под этнографический музей казацкой народной архитектуры и быта.
В 7 км от села Малые Арбатыв урочище «Писанцы»находится музей под открытым небом «Малоарбатская писаница» с наскальными рисунками III-II тысячелетий до н. э. и более поздними изображениями XVII-XIX вв. Древние — антропоморфные, их 25, выполнены малиновой краской (бледная, видна плохо, покрыта кальцитовыми отложениями). Рисунки с изображениями животных и различных знаков-тамг(их 56) нанесенына скалукрасной, коричневатой, оранжевой и розоватой красками.Эти изображения аналогичны рисункам на шаманских бубнах и предметах быта хакасов. В составе музея недавно появился юрточный туристический комплекс.

Участок «Малый Абакан»Хакасского государственного заповедника расположен в 40 км от г. Абазы в Таштыпском районе. Места здесь горные, множество рек во главе с Малым Абаканом. В высокогорной части разбросаны каровые, т. е. расположенные между краем ледника и бортом ледниковой долины, озёра. Растительность богатая — лесного, лугового и тундрового типа. Отмечено 400 видов высших сосудистых растений, 9 из них занесены в Красную книгу РФ. Богата и разнообразнатамошняя фауна. Рыб насчитывается 11 видов, среди которых самые обычные — хариус, таймень, ленок. Птиц — 139 видов, 18 из которых занесены в Красную книгу РФ. Млекопитающих отмечено 50 видов, среди них в качестве обычных — соболь, рысь, бурый медведь, марал, кабарга, лось.
6.Анхаковский музей-заповедник ХуртуяхТас в центре 35-километрового Аскизского могильника — главная святыня Хакасии.

УлугХуртуяхТас(«Большая каменная старуха») —изваяние высотой 3 метра из песчаника, с грубо выбитым лицом, выпуклым животом и грудями,близ аалаАнхаков, на 113 км трассы Абакан – Ак-Довурак. Это памятник Окуневской культуры (конца III - начала II тысячелетия до нашей эры. Почитается хакасами как покровительница женщин, «мать матерей». Её называют ещё и Хартуях Иней («Каменная мама»).«Наша Белая каменная Мать, — обращаются к ней, — Помоги мне стать матерью». И она помогает. Памятник известен науке уже почти триста лет. В первом описании, сделанном Д. Г. Мессершмидтом в 1722 г., говорится, что «татары-язычники» оказывали Куртуяк большой почёт, трижды объезжали вокруг неё, а затем «делали ей подношение в виде еды». Археолог  А. Н. Липский сообщал, что даже в середине прошлого века, когда обелиск стоял во дворе музея в Абакане, он наблюдал,как женщины угощали каменную старуху сметаной, молочной водкой, всякой пищей, умоляя Куртуяк даровать им детей. Сейчас обелиск возвращён на старое место и над ним в целях сохранности возведена стеклянная юрта.

Музей под открытым небом «Казановка»— первый в Хакасии археологический музей-заповедник, призванный сохранять природные и историко-культурные ландшафты, археологические раскопки, изучение находок, формирование фондов. Музей открыт в феврале 1996 годапо инициативе и стараниями историка, археолога Леонида Ерёмина.Музей расположен у ручья Кюг, что по-хакасски означает — «счастье». Территория заповедника — 18433 гектара, по его границам расположены 6  населённых пунктов, в которых живут преимущественно хакасы. Абазинский район — единственный в республике, где хакасы составляют большинство населения — 50,4%. Здесь чаще, чем где-либо звучит хакасская речь, живы народные обычаи и обряды, настоящая хакасская кухня.

Главное в музее — более полутора тысяч наскальных изображений или петроглифов, свидетельства творчества древнего человека. Разные по технике и мастерству все они изображают предков, духов, родовые знаки, обряды. Самый приметный Белый камень — Ах Тас из белого гранита, который уже четыре тысячи лет помогает людям от болезней сердца, крови, нервов. Ах Тас врачует основательно, хотя и незаметно для человека.

Посещают туристы и расположенную на реке Аскиз, родовую скалу Майнагашевых Иней-Тас («Каменная Бабушка»), которая была похожа на сидящую старуху. Её взорвали, но кэтому меступо-прежнему приходят люди со своими признаниями, бедами, просьбами.
Ещё один интересный объект музея-заповедника — восстановленный аал (жилище, юрта со всей обстановкой, надворными постройками, упряжью, орудиями труда, национальной одеждой и обувью, предметами быта и кухонной утварью). Юрта подлинная, ей больше ста лет.

База отдыха «Оленье озеро». Дорога к ней идёт по степям, на которых высятся древние курганы. Затем начинаются предгорья, предтаёжная зона. База расположена в хвойном лесуна берегу живописного озера Баланкуль, что в переводе означает «Лосиное озеро». Как видим, здесь не только олени, но и лоси, которые, якобы, спасались в его водах от преследовавших их волков. Более возвышенный вариант предания повествует, что здесь жили горные духи, которым приносили жертвы, чтобы задобрить их.Оттого озеро почиталось священным.

Вот небольшая информация о далёком и пока не очень хорошо известном нам крае, где «высокие-высокие хребты», где «реки бурно текущие», народ «прекрасноглазый». Даже её достаточно, чтобы решить — надо ехать!

Автор: