Журнал "Зелёная стрела"
Меню раздела

Выгодный симбиоз: сотрудничество с дизайнерами в ландшафтном бизнесе

Поделиться

Профессионализм, большой опыт работы, креативность, умение «чувствовать» заказчика и еще многие другие требования предъявляют садовые центры, питомники и ландшафтные компании к дизайнерам

Как нужно сотрудничать предприятиям с дизайнерами, чтобы конечный результат совместной деятельности был максимально успешен?

Несмотря на стремительное развитие ландшафтной индустрии, активное появление новых веяний и трендов в обустройстве садовых и парковых территорий, эту отрасль до сих пор можно считать не до конца оформленной.

С каждым годом на рынок приходят новые игроки: создаются питомники растений, открываются садовые центры, пробуют силы молодые ландшафтные дизайнеры. Интернет пестрит привлекательными резюме возможных кандидатов для работы в ландшафтном бизнесе, а высшие учебные заведения буквально «штампуют» свеженьких специалистов, но на практике ситуация не меняется – работать не с кем, настоящих мастеров своего дела можно перечесть по пальцам.

Питомники растений, садовые центры, ландшафтные компании, занимающиеся производством и продажей посадочного материала, остро ощущают потребность в квалифицированных и опытных ландшафтных дизайнерах. Ландшафтный дизайнер – это не просто специалист, качественно выполняющий свои трудовые обязанности, он еще и психолог, который должен находить ключик к каждому заказчику и уметь искусно вести с ним сотрудничество. Кроме того, он является важным связующим элементом, прямым посредником между заказчиком и садовым центром или питомником. 

Вход в питомник Рождествено

Имея двадцатилетний стаж в озеленении и приличный послужной список крупных и мелких проектов, мы, питомник и садовый центр «Рождествено», а также организованная при них ландшафтная компания, не понаслышке знаем, что работа с профессиональными дизайнерами очень важна и имеет определенные принципы и нюансы. На заре своей деятельности мы не раз сталкивались с ландшафтными дизайнерами, позиционирующими себя как высококлассных специалистов, создающими «красивые картинки», но не имеющими понятия о технической стороне дела. Встречались нам и опытные мастера, но которые в силу особенностей характера, не могли найти общего языка с клиентом и, соответственно, удовлетворить его пожелания при реализации проекта. Психологический аспект играет существенную роль, поскольку от этого зависит желание клиента работать как с самим дизайнером, так и с садовым центром, формируется положительный или отрицательный имидж компании, ну и, конечно, определяются объемы продаж посадочного материала для проекта и, соответственно, прибыли. 

Крупномеры в питомнике

По какому же принципу ландшафтные компании, организованные при садовых центрах и питомниках ведут партнерские отношения с ландшафтными дизайнерами? Самым простым, но отнюдь не лучшим способом взаимодействия с дизайнером, является приглашение его работать в штате. Очевидное преимущество штатного дизайнера для компании заключается в его постоянном присутствии на рабочем месте и оперативности приема и обработки поступающих заказов. Основными плюсами такой схемы для самого специалиста будет гарантия постоянной занятости и дохода, что не всегда выгодно для предприятия. Нельзя забывать, что даже при временном затишье в проектах на озеленение компания обязана выплачивать заработную плату работнику, что чревато дополнительными затратами, возникновение которых возможно предотвратить. Кроме того, следует учитывать и человеческую натуру, стремящуюся прикладывать как можно меньше усилий и избегать ответственности. Какой бы устаревшей ни называли, но «Теория Х» Д. МакГрегора по-прежнему действует! Компании приходится дополнительно вкладывать в мотивацию своих сотрудников.   

Садовый центр растения

Совсем по-другому строятся партнерские отношения с внештатными дизайнерами. В данном случае стороны четко знают, что они желают получить от подобного сотрудничества, осознают перечень своих обязанностей и, как правило, всегда выполняют их. «Ландшафтники» являются важными оптовыми клиентами садовых центров и питомников растений, занимающихся только производством и реализаций посадочного материала. Осуществление крупных поставок, популяризация растений определяют стремление садового центра или питомника заполучить в клиенты как можно больше ландшафтных дизайнеров.

Питомник растнеий

В зависимости от продиктованного ими спроса на посадочный материал планируется ассортимент культур садового центра. Признание и лояльность дизайнеров определенным центрам и питомникам во многом обусловлены высоким качеством предлагаемого посадочного материала и оперативным выполнением условий поставок. Как правило, партнерские отношения с ландшафтными дизайнерами в садовых центрах ведут закрепленные за ними менеджеры по продажам. Они заключают с дизайнерами договора и действуют дальше согласно прописанным в них условиям. Выгода работы дизайнеров напрямую с садовыми центрами состоит в возврате им определенной суммы скидки от стоимости заказа. Так, наш садовый центр, работая по такой схеме, заинтересован, чтобы каждый участник – ландшафтный дизайнер, заказчик проекта, получили максимальную выгоду. 

Ассортимент питомника Рождествено

Ландшафтные дизайнеры выступают не только покупателями посадочного материала, но и партнерами при разработке и реализации проекта озеленения участков. В таком случае их сотрудничество с ландшафтными компаниями, функционирующими при садовых центрах или питомниках растений, длится уже более продолжительное время. Обычно сотрудничество садовых центров с дизайнерами начинается с момента получения садовым центром от клиента заказа на озеленение и благоустройство участка. Заказ должен быть оперативно обработан менеджером центра и передан ландшафтному дизайнеру для разработки проекта. И уже на начальном этапе многие садовые центры могут столкнуться с трудностью – поиском внештатного специалиста. Как уже упоминалось ранее, настоящих профессионалов с богатым опытом и хорошей репутацией на рынке не так уж и много, а все они знают себе цену. Работы у них всегда предостаточно, поэтому «поймать» свободного дизайнера бывает задачей не из легких. Несмотря на то, что в компаниях, давно функционирующих на рынке, уже сложился некий пул дизайнеров, им также бывает непросто оперативно связать заказчика с дизайнером. 

Качели на фоне рекламы

Этап разработки проекта проходит следующим образом. Дизайнер вместе с заказчиком обговаривают все детали будущего проекта, согласовывают идеи и после предварительного выезда дизайнера на участок для фотофиксации, оценки рельефа, почвы, фиксирования имеющихся коммуникаций и др. дизайнер рисует макет. Разработка проекта – это полностью труд дизайнера, поэтому он вправе самостоятельно назначать цену за свои услуги. Руководствуясь своим опытом, мы рекомендуем дизайнерам еще на стадии выбора культур перед разработкой проекта и их согласовании с заказчиком принимать во внимание имеющийся ассортимент садового центра. Конечно, не исключены ситуации, когда определенные наименования культур отсутствуют в центре или присутствуют не в том количестве. Весь ассортимент культур охватить сложно, поэтому отдел закупок садового центра или ландшафтных компаний занимается поиском недостающих растений. Стоит помнить, что это требует дополнительного времени и затрат, а нетерпеливым заказчикам бывает нужно подготовить проект «еще вчера». Вдобавок, случается, что заказчик передумал высаживать определенные культуры, и тогда дизайнеру приходится срочно реализовывать этот посадочный материал, либо отправлять их «на склад». Согласно закону, садовые центры и питомники растений не обязаны принимать проданный товар обратно. 

На стадии реализации проекта озеленения подключается рабочая бригада садового центра. И тут возможны два сценария развития: специалисты садового центра самостоятельно реализуют все задачи согласно разработанному дизайнером проекту, либо, если пожелает заказчик, то бригада может работать под контролем дизайнера. Авторский надзор – это дополнительная услуга, оказываемая ландшафтным дизайнером. И сумма вознаграждения за нее прописывается в общей смете отдельным пунктом. Дизайнер осуществляет надзор за исполнением всех процессов вплоть до сдачи готового объекта. Он также организует и контролирует деятельность других подрядных организаций, монтирующих автополив, проводящих инженерные работы на участке и т.д.   

Сотрудничество с дизайнером «от начала и до конца проекта» также имеет свои сложности. Например, крайне тяжело работать с немобильными дизайнерами. Поскольку большинство озеленяемых территорий расположено за пределами города, куда общественный транспорт наведывается достаточно редко, возникают непредвиденные затраты, связанные с передвижением специалиста. Несомненным плюсом является возможность дизайнера самостоятельно добираться на озеленяемый участок

Туя шмарагд питомник Рождествено

В ходе реализации проекта ландшафтный дизайнер выполняет своеобразную роль посредника между заказчиком и садовым центром. Все люди разные, угадать пожелания заказчика бывает нелегко. Да и психологически контактировать с некоторыми заказчиками – сильно выматывающая задача. Время от времени ландшафтному дизайнеру приходится выслушивать претензии от заказчика, подстраивать новые идеи в уже реализуемый проект, разъяснять спорные моменты. Другими словами, при такой схеме работы дизайнер вынужден брать удар на себя. Далеко не всегда дизайнер наделен подобным умением договориться с заказчиком, и именно этот факт грозит перерасти в конфликт, в результате которого успешность проекта и удовлетворенность заказчика окажется под вопросом. Таким образом, умение искусно вести переговоры с заказчиком особенно ценится в работе с дизайнером. 

Даже с учетом всех сложностей, более высоких затрат, связанных с оплатой труда ландшафтного дизайнера, мы пришли к выводу, что сотрудничать садовому центру и ландшафтным компаниям с внештатными дизайнерами намного удобнее и выгоднее. Каждый участник отношений имеет сильную мотивацию и повышенный интерес к создаваемому проекту, поэтому вероятность создания качественного и креативного объекта значительно возрастает. 

Теплица питомника Рождествено

Хотелось бы упомянуть еще один способ сотрудничества ландшафтных компаний при садовых центрах и питомниках с дизайнерами – удаленный. Специалисты работают дистанционно, не выходя из дома. Связующим звеном здесь служат менеджеры по работе с заказчиками. Именно они ведут с ними переговоры, выезжают на участок на предварительный осмотр территории, проводят топографическую съемку и т. д. и отправляют исходные данные для анализа дизайнеру для дальнейшей разработки проекта. В такой схеме не дизайнер, а менеджер составляет смету и организовывает работу подрядчиков на участке. Некоторые ландшафтные компании уже активно работают по такому принципу. Наше же предприятие пока не имеет подобного опыта.

Руководитель питомника Рождествено

Станислав Юрко. Руководитель питомника и садового центра Рождествено

Все принципы сотрудничества ландшафтных компаний, садовых центров и питомников с дизайнерами обладают своими преимуществами и недостатками. Выбор конкретной схемы работы зависит, прежде всего, от направления деятельности предприятия, этапа его развития и наличия ресурсов. Возможно, стоит попробовать применить разные схемы, чтобы в итоге прийти к самой оптимальной.

Автор: