Поэтому, например, я спокойно воспринимаю то, что в социальных сетях недавно прошла волна гневных обсуждений моего проекта реконструкции озеленения ВДНХ, где были спилены старые ели. Вместо них ровной аллеей осенью посадят молодые и стройные трехметровые елочки. Я на это так смотрю: в Москве живет 15 миллионов человек. Из них 50-100 человек активно заявляют, что они против такого проекта, такого решения. Это необычайно, очень мало, даже один процент не набирается. Хотя отдельные выпады меня впечатлили. Приглашение на дуэль я получил, человек написал: «будем драться за ели и русские березы на центральной алее. Не на жизнь, а на смерть!»
Стандартная реакция: тебя обвиняют во всех смертных грехах, откровенно «посылают» и в комментариях соцсетей, и на самих встречах. На это вырабатывается профессиональная реакция, не знаю, откуда приходит это состояние спокойствия, но я уже привык. Потому что ни в коем случае нельзя быть агрессивным – это провоцирует.
Алгоритм работы в этой ситуации такой: толпу надо разделять ментально. Задаешь вопрос, и если из общества выделяется неуравновешенная личность - человек, который начинает активно и много говорить, ему лучше отдать микрофон. И лучше, чтобы микрофон подольше оставался в зале. Потому что, когда толпа приходит, основу ее заведения с самого начала лучше сбить. Посмотрите об этом работы Мокшанцева, например. Собравшиеся начнут спорить с друг другом или с выступающим, который часто настолько неуравновешен, что у окружающих начинают возникать к нему претензии.
Разросшиеся ели, посаженные в 1970-х, спилили этой весной. Осенью на их месте будут посажены трехметровые голубые ели
Второй момент: толпа никогда в момент криков, выражения гнева, не будет прислушиваться к разумным аргументам, она мыслит очень просто и образно. Поэтому даже риторика должна исходить только лозунгами. Причем надо учитывать, что дополнительную агрессию может вызвать употребление «умных» непонятных слов, терминов.
Работа с возрастной аудиторией
Хороший механизм по работе с возрастной аудиторией - это опросные листы. Создаешь большой список разнообразных вопросов: какой бы вы хотели цвет плитки, что бы вы хотели видеть там-то и там-то, и так далее. Вверху этих листочков делаем графу «Возрастные категории»: квадратики, в которые надо поставить галочку. При входе их раздаете, а в процессе обсуждения, разговора, собравшиеся пишут, заполняют анкеты. И когда их начинают сдавать, вы просите сразу их не в одну стопку складывать, а по возрастным категориям. И надо так их расположить, чтобы людям было видно, какие образовались стопки. Это психологический момент: сразу всем видно, что в категории 0-20 лет у нас никого нет, в категории 20-40 – два листочка, и все остальные – 60-70. После этого объясняешь, что общественное мнение – это выражение мнения представителей всех возрастных категорий, две большие группы не высказались, так что будем еще и у них спрашивать. Таким образом, в ситуации, когда ты не можешь прямым текстом сказать: «Знаете, вы здесь все – пожилые, и мнения вашей группы недостаточно», ты наглядно доносишь до людей эту идею, и в таком случае твой аргумент принимается.
Еще весомый аргумент: говорить о рекреационной нагрузке территории своего проекта. Вы объясняете людям, что в районе вокруг него живет 200 тысяч, а в обсуждении принимают участие 20-30 человек, и этого недостаточно, чтобы представлять общественность. Нам надо опросить остальных. А с вашим мнением мы ознакомились и обязательно его учтем.
Подобных приемов ведения диалога в условиях, когда твои доводы никто не слушает, существует несколько, они все основаны на разных нюансах. Самое главное - сохранять спокойствие, самому при этом не срываться, не оскорбляться, ни в коем случае не переходить на крик. Ведь у толпы, с которой вы общаетесь, могут быть свои лидеры, преследующие собственные цели.
Часто это кандидаты в депутаты, которые ради того, чтобы набрать популярность, специально приходят себя показать. Иногда они приходят на презентацию проекта с готовыми текстами против него. Ты пришел впервые людям показать проект, а он уже зачитывает резолюцию с критикой. Выглядит это обычно крайне нагло. Спрашивается, если я только что рассказал о проекте, когда ты успел все это написать?
Интернет
Иногда оппонентами становятся блогеры или люди, которые как-то иначе за счет своей популяризации реализуют планы и стратегии в этой жизни. Это уже область, которой Анджей Михайловский не касался. Но здесь многие особенности поведения в толпе повторяются. Анонимность, обезличенность реплик, высказываний, освобождает человека от ответственности. И если он попадает на волну эмоций и чувств, то становится частью толпы, растворяется в этом потоке и уже, как правило, не высказывает больше собственных оценок, суждений, а просто копирует общий бессознательный коллективный настрой.
И в интернете, на форумах, коллективное бессознательное проявляется очень читаемо, волнами. И особенно ярко проявляется у нестабильных личностей. Самое неприятное, что волна прошла, взрыв произошел, и дальше у людей в этой модели нет способа снять напряжение, выпустить пар. В условиях нашей современной городской культуры люди уже не выходят танцевать вокруг костра, петь песни и проводить ритуальные драки до первой крови.
И если кто-то взорвался, отписался в соцсетях, волну гнева в сеть запустил и спокойно пошел спать, а на утро проснулся бодрый и довольный, то всегда найдутся люди другого склада, которые так легко все это не забудут, а будут возвращаться к выбранной теме изо дня в день. Следуя теории Михайловского, по мере затухания интереса к теме, начинается агрессивная фаза у отдельных личностей, заведённых ранее лидерами толпы. Не находя выхода энергии в спорах и дискуссиях, эти личности переходят на эмоциональные поступки.
Комплекс рыцарства
В ходе обучения нас предупреждали о таком феномене, как комплекс рыцарства. Он проявляется у тех людей, которые не получили реализации своих устремлений, надежд, не смогли воплотить свою энергию. Например, молодой человек в определенный момент понимает, что ему нужно защитить что-то или кого-то: старушку, парк, трубопровод — это может быть что угодно.
Нереализованные личности в таком состоянии легко переходят к действиям. И это очень опасный момент: то, что начиналось, как общественная деятельность, защита каких-либо ценностей, может закончится у неуравновешенного человека реализацией его комплекса. Порезанная бритвой обшивка входной двери – еще мягкий вариант таких проявлений. Например, у моего бывшего начальника был преследователь, который в его окна кидал камни, а в него самого плевал, на спину обычно. Плевал и уходил. Вести себя так могут как старшеклассники, так и пенсионеры: пойду защищать, пойду бить, пойду, брошусь под трактор.
Фото: Артем Житенев / МОСЛЕНТА
Помню одну такую старушку, когда на объекте пошли работать трактора, бульдозеры, она вышла и начала кричать: «Сейчас лягу грудью под бульдозер!» В таких ситуациях смотришь на все это, слушаешь, и понимаешь, что самое главное – сдержаться и не рассмеяться.
В принципе, когда видишь, что волна негодования набирает силу, ее не нужно сбивать. Если сбить, непроявленная агрессия может повторно проявиться потом. Лучше всегда приходить на мероприятия без опозданий и начинать выступать первым. Но бывает, толпа уже заведена, ты начинаешь выступать, а все одновременно начинают высказываться против, либо спинами поворачиваются. И, что бы ты не сказал, ты виноват уже в том, что вышел. Как с этим разбираться, наверняка знают люди, изучавшие политтехнологии. У нас архитекторов к такому не готовят.
Источник: МОСЛЕНТА