Журнал "Зелёная стрела"
Меню раздела

Как навести порядок в собственном бизнесе

Поделиться

Тонкости организации бизнес-процессов в компании в статье Ирины Ульяновой - руководителя сети садовых центров

Одна из основных задач предпринимателя – думать.

Разработка стратегии развития компании не прощает ошибок. А где же взять время предпринимателю, если ежедневная рутина поглощает все свободное и даже не свободное время, если проблемы накапливаются как снежный ком? В первую очередь, необходимо определить конечную цель. Нужно чётко и правдиво ответить себе на вопросы:

  • Кто мы? Необходимо понять своё место на рынке в настоящее время.
  • Куда мы идём? Это постановка конкретных целей на пять лет, три года, на год, квартал, месяц, день. Фактически, это долгосрочное и краткосрочное планирование.
  • Как мы туда дойдём? Придется составить список задач, необходимых для достижения цели.
  • Какие риски и преграды встретятся на пути? Оценить рынок, конкурентов, свои сильные и слабые стороны.

Конечно, многие скажут, «если хочешь, чтобы дело было сделано хорошо, сделай его сам». Я бы перефразировала:

«если хочешь, чтобы дело было сделано качественно, поставь правильно задачу сотруднику, уточни, всё ли он понял и контролируй выполнение поставленной задачи».

Вот это и есть система в бизнесе: каждый отвечает за выполнение поставленной руководителем задачи.

Возникает вопрос: зачем предпринимателю учет? Это же задача бухгалтера. Но бухгалтерский учет существенно отличается от управленческого учета. Главное отличие — это произвольность выбранных задач и отчетности.

Основные различия в бухгалтерском и управленческом учетах

Розничную торговлю принято оценивать по следующим критериям:

  • финансы;
  • маркетинг;
  • персонал;
  • операционная деятельность.

Финансовая отчетность предусматривает оценку объёма продаж и полученной прибыли, а также ряд экономических показателей, которые должен знать каждый предприниматель: точка безубыточности, точка окупаемости и рентабельность проекта.

Очень важно при проведении подробного финансового анализа рассмотреть так называемый «сезон плохой погоды». Т.е. после расчета точки безубыточности, нужно понять, как поведет себя прибыль, если продажи упадут на 10 или 15 процентов. И сколько нужно продать товара, чтобы получить планируемую прибыль.

Маркетинг

Одна из самых главных задач маркетинга – привлечение новых клиентов и удержание старых клиентов.

Качество работы персонала торговой точки

– это количество звона монет в кассе нашего садового центра, так как покупатель голосует деньгами, оставленными у нас за купленный товар.

Операционная деятельность

Здесь всё просто. Это деятельность, связанная с организацией, управлением и совершенствованием системы всех процессов в компании.

Давайте разберемся, как мы строим свой бизнес? Есть идея – составляем бизнес-план – решаем финансовый вопрос по инвестициям в проект – набираем персонал и бежим скорее работать. Именно так, на энтузиазме и начинаются многие бизнес-проекты. Статистика говорит о том, что первый год в предпринимательстве самый трудный. И многие, казалось бы, успешные проекты, рушатся именно в первый год. Не следует думать, что если этот этап становления компании успешно пройден, то дальше всё будет легко и просто. Конечно, я с этим согласна, но только частично.

Каждая компания – живой организм, который рождается, растёт, развивается.

Иногда компания может болеть, т.е. переживать кризисы, а затем стареть и умирать. После активного роста, прибыль начинает падать, а предприниматель просто упирается в производственный потолок. Но в отличие от нас, практически любой бизнес можно реанимировать или диверсифицировать. И тогда начинается новый этап роста и дальнейшего развития.

Вот именно на этапе активного роста проекта начинают расти и проблемы, возникает хаос, так как в компании нет четкой структуры, нет системы, упущена функция маркетинга, отсутствуют должностные инструкции и распределение обязанностей между сотрудниками. На этом этапе руководитель не может или не хочет выйти из рутины и делегировать свои полномочия другим сотрудникам.

Но каждый предприниматель должен понимать, что при одних и тех же усилиях, при наличии чётко выстроенной системы прибыль может существенно вырасти. Фактически, мы должны научиться описывать все бизнес-процессы.

Такой документ очень похож на инструкцию по управлению бытовой техникой.  Мы определяем, что хотим получить, например, чистое белье. Для этого нужно взять стиральный порошок, включить стиральную машину, положить белье, установить нужную программу и т.д. И на выходе – то, что нам нужно. Так же в инструкции дополнительно указано, что делать, если… и перечислен ряд возможных проблем и пути их решения. Вот именно по такому принципу мы и должны выстраивать свой системный бизнес.

Для того, чтобы выстроить систему управления бизнесом, необходимо пройти следующие этапы:

  1. Сформулировать цель.
  2. Описать ключевые этапы достижения цели.
  3. Описать подробно схему работы сегодня, как устроен бизнес внутри.
  4. Разделить на отдельные бизнес-процессы.
  5. Выбрать главные бизнес-процессы, оцифровать их.
  6. Посмотреть, что можно улучшить в каждом бизнес-процессе, оцифровать возможные варианты.
  7. Что можно переложить на бумагу – перекладывайте.
  8. Что можно поручить машине – перекладывайте на технику.
  9. Сформулировать идеальную картину положения дел.
  10. Определить критерии достижения идеальной картины.

В заключении хочу всем пожелать ставить большие цели – в них легче попадать!