Расе Лауринавичене, известному литовскому ландшафтному дизайнеру, посчастливилось дважды принять участие в реализации проектов, созданных голландским маэстро Питом Удольфом. Мы сидим с Расой в уютном кафетерии Музея современных искусств МО в Вильнюсе. Место выбрали не случайно: в 2018 году Раса спроектировала здесь небольшой садик, который фактически стал достопримечательностью музея под открытым небом - не только потому, что в концепции задействованы модные нынче злаки и скульптуры современных художников. Когда-то здесь находился кинотеатр «Литва». Об этом напоминают буквы логотипа LIETUVA, оставшегося, как дань истории этого места.
- Сказать «я знаю Пита Удольфа лично» может далеко не каждый ландшафтный дизайнер. Особенно на постсоветском пространстве. Тысячи людей хотят стать волонтерами на проектах этого культового человека. Как вам удалось попасть в его команду?
- Мою историю в этой профессии нельзя назвать стандартной. Да, первое образование у меня биологическое, а второе я получила в Великобритании по специальности бизнес-администрирование. Растениями заинтересовалась по-настоящему, когда появились дети, 22 года назад. Это было на уровне хобби: высаживала для себя однолетники, и, что греха таить, и розы, и клематисы, и пионы были в больших количествах.
К профессии дизайнера я пришла сама по себе, просто занималась тем, что нравится. А 10-12 лет назад увлеклась природной стилистикой. Так вышло, что по семейным обстоятельствам я переехала жить на какое-то время в Соединенные Штаты. Уже тогда ландшафтные дизайнеры кооперировались в сообщества на различных онлайн-платформах. Со многими из них я познакомилась в соцсетях, а попав за границу, смогла встретиться лично. Одним из таких людей стала дизайнер Барбара Катц. В 2018 году Барбара была одним из координаторов посадочных работ на объекте Пита Удольфа в штате Делавэр, куда набрали 100 добровольцев. Я, конечно, делилась мыслями о том, что хочу поучаствовать в проекте Удольфа. И она предложила мне присоединиться к их команде. Всего было три этапа посадки, я участвовала во втором из них. За неделю нужно было посадить 17 тысяч растений.
То есть, Барбара составила вам протекцию…
На деле да, но я хочу сказать, что без определенной квалификации в команду Удольфа не попасть. Нужен был человек, который хорошо знает растения. Пригодилось образование биолога и тот опыт, который я получила, работая с посадочным материалом в собственном питомнике. То, что Удольф меня принял в команду, так это только благодаря компетентным знаниям в области ботаники.
Люди, которые разбираются в растениях, видят уровень квалификации своих коллег. Я, когда смотрю на дизайн-проект и вижу плант-лист, уже могу сказать, какая компетенция у дизайнера по растительной части.
Невозможно выучить растения по книжкам. Только когда самостоятельно выращиваешь и наблюдаешь за ними, начинаешь понимать их природу и потребности. Работая с растениями на протяжении многих лет, хочешь не хочешь, а впитываешь в себя эту информацию. Удольф говорит, чтобы собрать базовые знания, нужно 25 лет. Я думаю, может и 15 достаточно, если постоянно быть в процессе обучения. Ты должен отбыть этот срок и все.
Как построена работа на объектах Удольфа, чем она отличается от других ваших проектов?
Сам Пит Удольф не расставляет и не сажает растения. Он приезжает на объект, чтобы принять работу. Правая рука Удольфа - Том де Вит. Он заведует исполнительной частью проекта, контролирует все строительные работы.
Вторым местом, куда я попала, как волонтер компании Удольфа, был частный и дорогостоящий проект в Род Айленде. Владелец – местный милиардер, поэтому все съемки на территории были только с разрешения руководства. Даже сейчас, когда мне хочется выложить что-то из тех фото в сеть, я согласовываю этот шаг с Томом: чтобы не пострадала ничья репутация.
В Род Айленде нужно было посадить 70 тысяч травянистых растений, только расстановка контейнеров заняла 3 недели. Отдельная команда делала разметку на почве по «флажковой» системе: цвет флажка соответствует определенному виду растений.
Растения на объект подвозятся строго по списку: сначала 4 одного, затем 12 второго и т.д. Я была там, как человек, который знает растения, к тому же у меня уже имелся опыт работы на объекте в Делавэре. Вы спросите, почему к Удольфу едут работать со всего мира. Физически это очень трудная черновая работа. Не всем хочется ею заниматься.
Если бы мне сейчас вдруг дали проект на 20 тысяч многолетников, я бы уже знала, как его быстро и качественно воплотить. В обычной жизни мне эти знания вряд ли пригодятся, но на тот момент я хотела иметь представление, как это делается.
--
Вам приходилось общаться с Удольфом в нерабочей обстановке? Какой он человек?
Пит Удольф – очень приветливый и человечный, но не любит фамильярности. Для работников в Делавэре снимали большой дом, и Пит тоже в нем жил и завтракал вместе с нами. Не было такого, чтобы он с кем-то не поздоровался. Наоборот, переговаривался то с одним, то с другим, подмечал какие-то изменения, мол, у тебя борода сейчас длиннее, чем в прошлый раз! Как любой творческий человек, он имеет артистический темперамент, довольно простой в общении, как и все голландцы, но при этом сдержанный. Конечно, не все коллеги поддерживают его принципы, но сегодня Удольф на том уровне, когда знает свой вес и цену, и вправе диктовать свои условия. То, что тысячи людей хотят добровольно работать на его объектах и ждут своей очереди, о многом говорит.
Как попасть к Удольфу на проект в качестве волонтера?
Чтобы стать частью команды именитого дизайнера, можно заполнить заявку на сайте https://oudolfgardendetroit.org/volunteer/. Вполне возможно, что ваши навыки в сфере ландшафтного дизайна и озеленения сочтут полезными и пригласят на проект. В качестве самоконтроля можно пройти тест по ссылке, чтобы узнать, насколько хорошо вы знаете растения Удольфа.
На своих лекциях вы всегда заостряете внимание на том, что сады Удольфа не такие уж малоуходные и экологичные. Почему же весь мир приписывает посадкам "новой волны" эти качества?
В любой сфере, когда человек становится легендой, его личность начинает обрастать мифами. Удольф сам никогда не говорил, что его посадки экологические и малоуходные. Да, он черпает вдохновение из природы, но цели делать сад природным у него нет. Сады Удольфа весьма немалоуходны. Это как сравнить Ламборджини или Мазератти с Фольксвагеном. Удольф делает сады, которые дорого инсталлировать, и присматривать за ними – тоже дорого. Цель основоположника "новой волны" - создать атмосферу. Посадки выглядят натуралистично, но это только верхушка айсберга. Поэтому я всегда отговариваю от идей про сад «как делает Удольф», только если, конечно, вы не миллионер.
Настоящие природные сады – это то, что пропагандируют Джеймс Хитчмо, Найджелл Даннет и Кассиан Шмидт. У них прет-а-порте, и эти идеи будут жить на вашем участке. То, чем занимается Удольф, - называется садом "от кутюр".
Сады Удольфа есть по всему миру, в том числе публичные. Какие из них вы бы рекомендовали посетить?
Путешествия по садам для меня - всегда лучшая форма отпуска. Но есть сады для любителей и для профессионалов. То, что интересно ландшафтному дизайнеру, у обычного садовода может вызвать скуку.
Мы были в 2018 году в Хуммело, голландской деревне, где Удольф живет и творит. Я считаю, что такая поездка не для любителя. А вот Скэмпстон холл (Scampston Hall), усадьбу в Англии, я бы рекомендовала к посещению и тем, и другим.
Путешествовать необходимо, в заграничных поездках мы не только расширяем кругозор, но и знакомимся с интересными людьми. Кто знает, может и вы в одном из таких путешествий заведете дружбу с известным ландшафтным дизайнером, и это круто изменит вашу жизнь.
Справочно:
Пит Удольф – легендарный садовый дизайнер, основоположник движения "новой волны", направления в ландшафтном дизайне, где главным акцентом является структура растения и его форма, а не яркость цвета и продолжительность цветения. Среди известных масштабных проектов Удольфа – городской парк Хай-Лайн (The High Line) в Нью Йорке, сад Лури (The Lurie Garden) в парке Миллениум в Чикаго, Максимиллиан парк (Maximilianpark) в немецком Хамме и др. В январе 2020 года началась работа над новым проектом Удольфа в Детройте на острове Белль (США).
Автор Екатерина Тумашик
Фото Расы Лауринавичене
Журнал "Садовый дизайн".