Журнал "Зелёная стрела"
Меню раздела

Тед Смит: "Я влюблён в своё дело"

Поделиться

Тед Смит является одним из самых знаменитых ландшафтных дизайнеров Новой Зеландии. Автор десятков частных и общественных садов, за 50 лет работы он выработал свой собственный стиль, который делает его творения поистине неповторимыми.

Путешественники, которые отправятся с "Зелёной стрелой" в поездку по Новой Зеландии с 3 по 15 января 2017 года, будут иметь уникальную возможность не только побывать в созданных Тедом Смитом садах, но и познакомиться с мастером лично.
А на этой странице мы публикуем рассказ Теда Смита о самом себе, а также снимки некоторых из его садов.

Образование и опыт работы

В 1960-е годы я ничего не слышал о ландшафтной архитектуре. Мое образование в старшей школе началось с музыки, но я потерпел в этом неудачу и переключился на искусство. Когда я окончил школу, я стал работать графическим художником. В том же здании, где я трудился, находились несколько архитекторов, и в последний год работы графическим художником я начал работать с ними над проектами из области ландшафтного дизайна. К середине 60-х я уже серьезно переключился на садовое дело, в то же время я продолжал практику в качестве художника, преимущественно занимаясь живописью в ночное время. Свой первый сад я создал в Пойнт Шевалье, Окленд, в 1964 году для Джима Дэйверна. Над этим проектом я работал с архитектором Алланом Ворвиком.

В те времена ландшафтная архитектура, такая, как мы сейчас ее знаем, не существовала в качестве профессии в Новой Зеландии - это все просто считалось частью садоводства. Я был самоучкой - и это было вызвано моей любовью к садам. Раньше я делал только плохо нарисованные планы! Я изучил процесс строительства, заложил сотни кубических метров бетона, и пришел к осознанию того, как все эти вещи работают вместе.
Изначально я действительно наслаждался физическим трудом. Единственным делом, которым я не занимался, являлась электротехническая работа. В эти дни множество заданий должны были выполнять квалифицированные работники, но мои разносторонние, пусть и поверхностные, знания давали мне огромное преимущество.

Когда я работал самостоятельно, единственной трудностью было найти клиентов.Но однажды я осознал, что ландшафтный дизайн - это именно то, чем я хочу заниматься, и начал работать с архитекторами, которые были готовы к этому.Только ограниченное число архитекторов в те дни видели ландшафт как нечто большее, чем просто созданный владельцами сад. И с теми, кто действительно хотел, чтобы архитектура сада имела правильные очертания, я находил общий язык. Многие все еще предпочитают заниматься этим сами. В эти время моей работой являлось проектирование и строительство, так что иногда я мог потратить около года на заказ.

Влияние других

Я прошел большой путь, чтобы избежать чужого влияния на мою работу, потому что я ценил свою индивидуальность. Для меня действительно важным было то, что несмотря ни на что, я сделал это - тогда я был полностью уверен в своей собственной работе, потому что хотел обладать собственной индивидуальностью. Мне пришлось работать над этим 30-35 лет, прежде чем у меня появилась уверенность в своих возможностях. В середине 90-х я позволил себе взглянуть на работы Баррагана, и они мне показались фантастическими. Также я видел работы Бурле Маркса, но ими я не был так впечатлен.

Первоначально я делал все мои чертежи картографической ручкой, такое сейчас вы уже никогда не увидите. Она была маленькой, и рисовала очень тонко и слабо.В конце концов, я пришел к карандашу со стержнем, который я затачивал, или автоматическому карандашу, который легко стирается. По сей день я использую карандаш. Я никогда не использовал компьютерные технологии, и никогда не буду этого делать.
Я редко получаю инструкции, и обычно их игнорирую, если я чем-либо занимаюсь. Обычно не работаю с другими архитекторами, так как не люблю это делать. Но тут есть одно исключение. Я говорю про Рода Барнетта. Все это потому, что мы работали вместе, знаем сильные стороны друг друга и являемся хорошими друзьями. Другое исключение – это Хайди Монкс.

В основном я жил и работал только в Новой Зеландии с минимальным количеством заокеанской работы, которой я обычно занимался по фотографиям.
Примерно до середины девяностых годов, когда я стал заниматься Квэй Парком и Бэстионпойнт (Уэнуа Рангатира), я осознанно стремился к современному дизайну (по меркам моего времени и моего возраста). Но именно в это время я взял курс на поэтичность, не уходя при этом от современности. Это событие совпало с интересом к скульптурам маори.

Несмотря на то, что я не делаю два варианта проекта, любой проект становится объектом редактирования. Некоторые из них очень простые, а другие являются более сложными, поэтому я могу увязнуть в деталях. На определенной стадии я должен все отредактировать, этот процесс является неизбежным.

Благодаря изначальному интересу к искусству я смог увидеть в саду потенциал для творчества - как правило, это является прерогативой в искусстве. Мнение о том, что садовый дизайн может быть разновидностью искусства, не было услышано людьми. Но я чувствовал, что это очень важно для меня, и необходимо было провести эту идею через многое – а именно мысль о том, что ландшафт тоже может быть формой искусства.

Меня часто расстраивало то, что основной импульс к этому искусству давали богатые люди. И часто после завершения работы над заказом никто не мог увидеть сад, так как его двери были закрыты для обычных людей. Я проектировал также общественные места и игровые площадки, делал это своими руками и бесплатно, и это заставляло чувствовать себя лучше. Мне нравилось чувство сопричастности к чему-то хорошему и помощь другим. При этом я не работал на руководящих позициях во время общественных работ.
Однако в последние годы владельцы щедро показывают свои сады для широкой публики.

Условия и культура

Социальные и визуальные изменения, расцвет которых я наблюдал, расставили приоритеты в использовании природы Новозеландского мыса, поставив маори наравне с европейцами. Изначально ландшафтный дизайн основывался на общих европейских и английских традициях, не отождествляя себя с Новозеландским мысом. Это необязательно было осознанным. У меня был период в семидесятых и начале восьмидесятых годов, когда я использовал только местные новозеландские растения, выбор которых зависел от типа заказа, но больше был связан с коммерческой составляющей. Я использовал архитектурные растения, напоминающие куски колючей проволоки (типичные для Новой Зеландии - прим. ред.), но с 70-х я увлёкся субтропическими растениями. У одного клиента был саговник, и это стало для меня отправной точкой. С течением времени я стал заниматься южноамериканскими растениями, правда, я не был столь заинтересован в широколистных растениях, т.е. бананах и т.д.… а в необычных и поразительных хоризии, древовидном алоэ и бромелиевых.

Основным социальным изменением в этой местности явилось то, что ландшафт или сады стали принципиально важными для каждого. Там, где раньше были большие участки с живыми изгородями, фруктовыми деревьями и овощными грядками;там, где раньшедети играли на лужайке или обочине, - все это теперь стало использоваться в качестве ландшафтов с заранее обдуманной структурой, посадками, внутренними двориками и более широкими пространствами. Концепция понятия «жизнь с открытыми дверями» появилась на свет с Сансет Хоумс и американским образом жизни и отдыха. А прежде, если мы хотели плавать, мы шли на пляж или жили рядом с пляжем.

Другим аспектом социальных перемен стал спрос на то, чтобы образ сада появлялся мгновенно и не заставлял себя долго ждать. Сегодня повсеместно стали доступны уже взрослые сформировавшиеся растения, однако в долгосрочной перспективе они могут не оправдать ожиданий. Потому мастерство теперь состоит в том, чтобы удовлетворить клиента сию секунду, но при этом дать гарантии на будущее.

Заказы, которыми я занимался, оставались неизменными с середины 80-х в плане объема и цены. Цены постепенно повышались, но общая сумма за выполненную работу серьезно не изменилась. Многие мои заказы выполнялись в течение года или более того.

В Новой Зеландии можно заметить все больший акцент на использовании природного растительного материала, и в целом - на повышении уровня знаний об окружающей среде. Это зависит от того, на какой площади ландшафта идет работа, а также, естественно, от клиентов, чьи потребности значительно отличаются.

Я обладал малыми познаниями в области растениеводства, когда начинал свой путь, но в течение определенного периода времени узнал, как достичь баланса в отношениях с клиентом. Я также научился «обманывать» клиентов таким хитрым и красивым способом, чтобы мы оба получали, то, что хотим.

В своё время я использовал растения-компаньоны в качестве ловушки или приманки, но в последние 10 лет в основном воздерживаюсь от этой идеи. Работники из питомников часто звонили мне и спрашивали, что за растение я использую. Сейчас выбор растений огромен, и я говорю "нет" использованию растений в качестве приманок или ловушек. Вот где важен 50-летний опыт!

В последние 5-6 лет я работал почти исключительно в общественной сфере. Эта работа совершенно иная и она является тем, что удовлетворяет и клиента, и меня. А потому достигнутые результаты имеют под собой основу, и я остаюсь верным себе.

Проекты и вершины

Работа над Квэй Парком (Махуху Ки Тэ Рэнги) стала определяющим опытом для меня.У меня был очень хороший заказчик: частный застройщик, который являлся и моим постоянным клиентом. Он не давал мне никаких инструкций, а только сказал мне: «Тед, делай то, что считаешь нужным».Это стало для меня определяющим для перехода от современного или всеобщего дизайна к поэтическому и полностью новозеландскому стилю. Процесс проектирования должен был включать в себя использование образов маори, которые были бы приемлемы для маори. Образы должны быть абстрагированы от оригинала, так как это не является характерной манерой для маори. Я должен был узнать, как использовать это так, чтобы образ был условным, а не буквальным. В общественной работе есть необходимость объяснять все это иви (племя маори - прим. ред.), и иногда это работает, а иногда - нет.

Всегда существуют противоречия между архитекторами и ландшафтными архитекторами, и для вас это может стать препятствием. Прежде всего это случается, когда архитекторы (обычно самые лучшие), не знающие, что такое растения, говорят: "вы можете заниматься зеленым материалом, а мы будем проектировать ландшафт”. Время от времени архитекторы признают работу ландшафтных архитекторов, но поначалу они этого не делают. (Рон Сэнг – архитектор, с которым я уже долгое время сотрудничаю, и он всегда оставляет все ландшафтные аспекты для меня).
Я оказываю большую поддержку студентам, изучающим ландшафтную архитектуру и дизайн.Часто присутстввую на публичных семинарах и лекциях для студентов, руковожу дизайн-студиями в рамках программы ландшафтной архитектуры Юнитек в технологическом университете в Окленде.Я не учитель, а созидатель. Хотя я активно работаю с друзьями и студентами, жизнь и обстановка университета - это не для меня.

У меня были и плохие моменты в жизни, и по-настоящему прекрасные, но ведь в жизни так оно и должно быть.

Я горжусь всем, что сделал; возможно, гордиться - это не то слово, которое мне хотелось бы использовать, но я бы хотел сказать, что чувствовал свою пользу и удовольствие от работы.

Я учился в процессе работы; я никогда не учился много в процессе одного проекта, поскольку обучение - это постоянный процесс, а если у вас есть твёрдые принципы, то этот процесс будет продолжаться всю жизнь.... и никогда не закончится.

Моим большим прорывом был Квэй Парк. Моя работа была представлена в Окленде в качестве одного из произведений городского искусства. Я чувствую стремление изучить искусство, не ограничиваясь рамками живописи, но оставаясь в пределах ландшафтного дизайна.
Это то, что я делаю, и это то, во что верю, хотя временами выполнять все это бывает очень сложно. Я работаю над малыми заказами точно так же, как над большими. Что же помогло мне идти этим путем целых 50 лет? Я влюблен в свое дело, и я счастлив, что живу.

Тед Смит
Почетный бакалавр ландшафтной архитектуры в Юнитек
Почетный член Новозеландского института ландшафтных архитекторов

Читайте также:
Тед Смит и один из его садов в Окленде

Фото с сайта Теда Смита

Если вы читаете эту статью, вам может быть интересна эта программа: