Чем отличается Ваша работа от работ других дизайнеров?
Мы не отрицаем японского влияния в наших работах. Но мы не копируем этот стиль, а рассматриваем его исключительно как стимул. Мы выбрали его согласно нашим запросам и развиваем дальше в соответствии с нашим собственным стилем. В наших садах мы работаем с прочными сооружениями из натуральных камней и достигаем высокой эффективности взаимосвязанной с долговечностью. При этом абсолютно осознанно мы используем камни, которые создают природный контраст с растениями. Тем самым мы отвечаем запросам клиентов - иметь не требующие особого ухода сады с дизайном, не подвластным временем. Кроме того мы научились быть более решительными в определении размеров материалов. Просто это делает сады более интересными и позволяет более выразительно использовать пространство, данное природой. Поэтому у нас находят место все размеры растений, от растительного покрова из мха до величественных деревьев. Мне также нравится использовать и внедрять весь спектр мелкозернистого щебня, который очень гармонично смотрится вместе с 20-ти тонными камнями. Горный массив Айфель со своей историей, связанной с его вулканическим происхождением, предлагает прямо перед входом в ваш дом потрясающие месторождения, и из этого богатого запаса мы творим для наших клиентов.
По каким критериям Вы выбираете растения?
Мы это не планируем, часто даже не используем бланки заказов, мы персонально выбираем подходящие растения у лучших поставщиков и отправляем в сады. Как планировщик я отвечаю за лучший результат, и при высаживании растений я всегда на месте, поэтому необходимость подробного плана не имеет смысла. Нам нравится использовать те растения, которые привлекательны круглый год и которые ценятся за их многолетие. Наши сады существуют за счет вышеописанной каменистой или древесной структуры, поверхность которой покрыта травой, и из нее поднимаются максимум два или три цветущих кустарника. При этом для нас важно не показать единичные цветущие виды, а только гармонию общей картины, и это неслучайная работа. В наших собственных садах мы много экспериментируем, и методы нашей работы тщательно исследуются согласно критериям “ Что имеет смысл?”, “ Что функционально и достаточно ли это просто в использовании?” Ведь мы планируем не только сады, но еще строим и затем обслуживаем. Только благодаря практике на сегодняшний день мы получили очень много ответов на эти вопросы.
Петер Берг
Вы предпочитаете определенные цветовые концепции или Вам нравятся вариации?
В основном нам нравятся благородно серые камни и разнообразная зелень. Не только насекомые, но и люди любят пестрые цветы, и в нашей работе мы используем разные цвета, хотя предпочитаем белый и голубой, со всеми их оттенками. Желтый и красный мы используем для осенней окраски, в наших садах она особенно впечатляет, и ее мы специально учитываем при выборе деревьев. Но в конечном итоге каждая посадка имеет свою собственную композицию. Иногда при оформлении сада мы принимаем участие в обсуждении выбора цвета здания. Здесь все решается гораздо проще, чем многие думают. Если здание покрывают минеральными красками, то сад впечатляет гораздо больше, и, наоборот; к тому же минеральные краски не восприимчивы к загрязнению.”
Какую роль при планировке участка играет культурная среда?
“Мы должны иметь представление о той местности, где собираемся создавать сад. Для этого нам нужно немножко покопаться в ее истории. Ведь культурную среду могут характеризовать распространенные здесь материалы, а также то, как их исторически использовали. Этими знаниями всегда можно воспользоваться, чтобы очень гармонично объединить сад и культурную среду.”
Активно ли Вы привлекаете строителей к участию в разработке Ваших проектов и как Вы представляете идеальную совместную работу с другими архитекторами?
“Клиент должен ценить природу и сад. Если это гарантировано, то, как показывает опыт, это может обеспечить очень продуктивную совместную работу. Образ жизни клиента и его запросы придают саду индивидуальность. Рабочие часто приходят с такими проектами, которые служат для нас мощным стимулом для принятия новых, индивидуальных решений. Иногда заказчик должен признать, что сад выглядит совсем не так, как он себе его представлял. В процессе планирования и строительства клиенты сами становятся садовыми экспертами. Глядя на нас, они учатся ценить эту работу, проявлять к ней свое отношение и пытаться вкладывать в растения свое сердце и душу. Если мы это наблюдаем, это делает нас счастливыми. Я считаю очень важной тесную связь с садом, только тогда он может служить неиссякаемым источником силы, вдохновения и местом отдыха. Чтобы достичь этого результата, прежде всего необходимо, чтобы уже с самого начала дом и сад выглядели как единое целое. Тогда будет возможно, что не только архитектор повлияет на создание сада, но и ландшафтный дизайнер сможет выразить свои соображения относительно архитектуры, месторасположения и правильной ориентации дома. Особенно интересно для нас, когда архитектурный план не ограничен одним главным зданием, а предполагаются еще дополнительные постройки, как, например, домик с бассейном. Но, к сожалению, как мне кажется, эти творческие возможности используют крайне редко. Шанс, что из этого что-то выйдет, считают очень незначительным или вообще стараются избегать этого из-за нежелания больших сложностей при согласовании проекта. Очень часто планируют и потом строят дом, не желая сначала думать о саде. В последнее время постоянно повышается спрос на дома с садом, и это требует интенсивной совместной работы. Современная архитектура сегодня отдает предпочтение высоким, ничем не занавешенным окнам. В перспективе сад должен заботиться о вашем личном пространстве с возможностью уединения для созерцания прекрасного.”
Есть ли у Вас время для своего собственного сада?
“За садом должен ежедневно следить садовник, а это, к сожалению, удается мне не всегда. Но, несмотря на это, я могу отключиться здесь от повседневных забот. Иногда, находясь в большом стрессе, я хватаю садовые ножницы и делая круг по саду, подрезаю и формирую растения, кстати во время этой работы мне удается привести мысли в порядок. Моей мечтой был бы творческий отпуск, во время которого я мог бы экспериментировать в своем собственном саду с новыми идеями, развивать их, а потом иметь возможность их осуществить, но, к сожалению, это возможно только через несколько лет.”
Интервью является фрагментом книги "Современные концепции ландшафтного дизайна", автор - Петра Райдель. Перевод Марины Глаголевой, специально для "Зеленой стрелы".