Ландшафтные дни
Ландшафтные дни
в Алматы
06 - 08 августа 2018 г.
Журнал "Зелёная стрела"
Меню раздела

Природа - образец дизайна и эстетики. Интервью с ландшафтным дизайнером Петером Бергом

Петер Берг родился и вырос в г. Арталь в районе невысокого горного массива Айфель на западе Германии. Это огромный природно-ландшафтный заповедник с дикой природой, круглыми озерами в вулканических кратерах, термальными и минеральными источниками. В живописных ущельях и долинах по каменистым руслам несут свои воды горные речки. Эта плодородная долина, на склонах которой террасами располагаются виноградники, вдохновляет его и сегодня.

Поэтому и в своем собственном саду, расположенном на крутом склоне, он воссоздал каменную стену, увитую виноградной лозой, и теперь он служит неиссякаемым источником его вдохновения и постоянным объектом для творческих экспериментов. Этот принадлежащий ему и превращенный в настоящее произведение садового искусства участок земли много раз был представлен и занимал центральное место в различных телевизионных передачах, оставляя впечатление великолепной дизайнерской работы. Со временем появлялись новые творческие концепции, Петер Берг сам создавал проекты и сам же их осуществлял. Основой для успешной реализации задуманных творческих планов послужило создание вместе с Сусанной Форстер в 2000 году в городе Зинциг “Общества ландшафтного дизайна и садовой архитектуры”. В 2011 году Петер Берг стал обладателем премии TASPO AWARD, которой награждают лучших в сфере “зеленой индустрии “. Kaк один из лучших ландшафтных дизайнеров он работает не только у себя в стране, но и далеко за ее пределами. Сегодня он принадлежит к специалистам, которые пользуются высоким спросом, если речь идет о современной садовой архитектуре, работах с натуральным камнем и использовании на садовых участках неприхотливых растений.

Господин Берг, прежде всего Вы работаете в самых современных частных садах и для компаний. Какие перспективы Вы здесь наблюдаете?

“К сожалению, мы видим все еще много примеров, когда сад не сочетается с современной архитектурой дома. Очень многое возникает случайно, используется слишком много декора или сад состоит только из травы и живой изгороди. Так как некоторым архитекторам это не нравится, они начинают свою работу с проекта участка, причем опыт показывает, что большие сложности возникают именно при посадке растений.

Мы всегда понимаем язык архитектуры, но сначала сад нужно ей подчинить, и сделать это так, чтобы не навредить ей. Со временем мы стали более смелыми , стараемся выбрать и подчеркнуть контраст между натуральным и искусственным. Клиенты ожидают от нас сегодня более широких и сложных идей, и это захватывает. Архитектуру, дизайн, сад и ландшафт нужно видеть как единое целое. Только тогда дизайн приобретает смысл, может упростить нашу жизнь, обогатить и быть для нее очень полезным.”

Какого размера могут быть растения в саду?

“Раньше перед каждым домом было дерево, а сегодня владельцы садов часто боятся того, что дерево может вырасти очень большим. Но ведь дерево и его тень гораздо приятнее, чем навес или тент от солнца. В любом случае деревья должны быть той же высоты, что и дом, или немного выше. Конечно, появляются любители садов, которые не хотят ждать этого 20 лет. К счастью, у нас в Германии лучшие питомники с великолепными древесными растениями “солитерами”. “ Солитер” – это современный дизайнерский прием, в применении к садоводству – одинокое красивое дерево, кустарник или другое растение, являющееся центром композиции.

Чем больше на участке растений, тем, соответственно, более важно, чтобы они чаще пересаживались и правильно росли при профессиональном формировании кроны. Это является решающим фактором того, будет ли дерево в дальнейшем правильно развиваться. Конечно, наша работа с этими пожеланиями клиентов становится гораздо сложнее, так как из-за тяжести больших древесных растений приходится использовать грузоподъемную технику.

Как выбирать определенные растения для определенных ситуаций - этому я научился у японцев. Я ищу подходящие для садового участка камни и растения. И это не может быть определено удаленной диагностикой. Поэтому форму роста, размеры и внешний вид уточняют на месте. Наконец, мы приступаем к поиску идеального экземпляра, который соответствует всем необходимым требованиям.”

Что вдохновляет Вас на новые планы, как возникают новые идеи, что служит источником Вашего энтузиазма?

“Природа является источником вдохновения садовода, и она служит примером дизайна и эстетики. Вы учитесь не только тому, как выращивать растения и какие сочетания гармонируют, а также как выглядит истинная структура камня. Природа также показывает, как важно время года. Чем больше этих знаний и желания творчества вложено в планирование садового участка, тем более интересным, многогранным и фундаментальным будет ваш сад. Кроме того природа показывает нам, что существует очевидная разница между тем, что находится внутри и снаружи. От внешнего пространства нельзя требовать того же, что находится внутри помещения. Так например, мхи и лишайники могут подчеркнуть выразительность большого камня и они сами дают возможность природе создавать истинный дизайн.”

Ландшафтное благоустройство и озеленение постоянно сталкиваются с применением новых инновационных и широко рекламируемых материалов. Как Вы относитесь к этой проблеме?

“Мы не должны изобретать новых материалов, а только использовать уже имеющиеся. В природе есть все, в чем нуждается идеальный сад, здесь всегда достаточно камня, дерева и растений. Интересным дополнением к современным садам, является, на мой взгляд, металл. Из металла мы можем создавать объекты, для реализации которых не подходят камень или дерево.”

Какие растения Вы используете? Отдаете ли Вы предпочтение местным растениям или выбираете их по другим критериям?

“Я смотрю на это не особенно категорично. Иначе было бы очень сложно найти решение для определенного района. В экстремальных областях с очень теплым и сухим климатом больше не произрастают многие местные растения. Кроме того природа любит разнообразие. Для меня очень важно, чтобы сад и растения в нем не ощущали себя чужеродными, а подходили к этой местности. Например, в предгорьях Айфеля не существует весной деревьев с красными листьями, а только с зелеными. Поэтому красный цвет подходит ландшафту этой местности только осенью. Нам не нужны растения, которые плохо переносят зимовку, мы должны выбирать только те растения, которые независимо от районов своего происхождения соответствуют сложным комплексным требованиям, и при этом имея хорошее качество, всегда есть в наличии в супермаркетах.

Использование растений во всех сферах жизни - это то , в чем немцы очень компетентны. Сегодня это приобретает значение все больше, не только потому, что это разумно с точки зрения экологии, а также потому, что такие декоративные композиции из травы и кустарников формируют эстетический вкус. Знаменитый немецкий садовник и селекционер Карл Фостер называл траву “волосы матушки Земли”, и неслучайно одна из его книг имеет название “Высаживание декоративной травы и папоротники в садах.”

Как Вы создаете общую концепцию?

“Для этого я должен разговаривать не только со строителями, а также исследовать место, чтобы понять, как создать самые благоприятные условия. Очень важно охватить все перспективы и ничего не пропустить. Владея всей информацией, я делаю на бумаге первые эскизы. Полученные факты показывают мне, какие помещения разумны, где самое красивое место для уединения и отдыха, где должны пролегать тропинки, и какого размера должны быть деревья, трава и кусты. Когда этих эскизов уже достаточно, тогда мы уже имеем более полное представление об оптимальном процессе благоустройства участка. Но иногда мы разрабатываем точный проект, чтобы оптимизировать размеры вертикальных и горизонтальных поверхностей.”

Если вы читаете эту статью, вам может быть интересна эта программа:

Чем отличается Ваша работа от работ других дизайнеров?

Мы не отрицаем японского влияния в наших работах. Но мы не копируем этот стиль, а рассматриваем его исключительно как стимул. Мы выбрали его согласно нашим запросам и развиваем дальше в соответствии с нашим собственным стилем. В наших садах мы работаем с прочными сооружениями из натуральных камней и достигаем высокой эффективности взаимосвязанной с долговечностью. При этом абсолютно осознанно мы используем камни, которые создают природный контраст с растениями. Тем самым мы отвечаем запросам клиентов - иметь не требующие особого ухода сады с дизайном, не подвластным временем. Кроме того мы научились быть более решительными в определении размеров материалов. Просто это делает сады более интересными и позволяет более выразительно использовать пространство, данное природой. Поэтому у нас находят место все размеры растений, от растительного покрова из мха до величественных деревьев. Мне также нравится использовать и внедрять весь спектр мелкозернистого щебня, который очень гармонично смотрится вместе с 20-ти тонными камнями. Горный массив Айфель со своей историей, связанной с его вулканическим происхождением, предлагает прямо перед входом в ваш дом потрясающие месторождения, и из этого богатого запаса мы творим для наших клиентов.

По каким критериям Вы выбираете растения?

Мы это не планируем, часто даже не используем бланки заказов, мы персонально выбираем подходящие растения у лучших поставщиков и отправляем в сады. Как планировщик я отвечаю за лучший результат, и при высаживании растений я всегда на месте, поэтому необходимость подробного плана не имеет смысла. Нам нравится использовать те растения, которые привлекательны круглый год и которые ценятся за их многолетие. Наши сады существуют за счет вышеописанной каменистой или древесной структуры, поверхность которой покрыта травой, и из нее поднимаются максимум два или три цветущих кустарника. При этом для нас важно не показать единичные цветущие виды, а только гармонию общей картины, и это неслучайная работа. В наших собственных садах мы много экспериментируем, и методы нашей работы тщательно исследуются согласно критериям “ Что имеет смысл?”, “ Что функционально и достаточно ли это просто в использовании?” Ведь мы планируем не только сады, но еще строим и затем обслуживаем. Только благодаря практике на сегодняшний день мы получили очень много ответов на эти вопросы.

Петер Берг

Вы предпочитаете определенные цветовые концепции или Вам нравятся вариации?

В основном нам нравятся благородно серые камни и разнообразная зелень. Не только насекомые, но и люди любят пестрые цветы, и в нашей работе мы используем разные цвета, хотя предпочитаем белый и голубой, со всеми их оттенками. Желтый и красный мы используем для осенней окраски, в наших садах она особенно впечатляет, и ее мы специально учитываем при выборе деревьев. Но в конечном итоге каждая посадка имеет свою собственную композицию. Иногда при оформлении сада мы принимаем участие в обсуждении выбора цвета здания. Здесь все решается гораздо проще, чем многие думают. Если здание покрывают минеральными красками, то сад впечатляет гораздо больше, и, наоборот; к тому же минеральные краски не восприимчивы к загрязнению.”

Какую роль при планировке участка играет культурная среда?

“Мы должны иметь представление о той местности, где собираемся создавать сад. Для этого нам нужно немножко покопаться в ее истории. Ведь культурную среду могут характеризовать распространенные здесь материалы, а также то, как их исторически использовали. Этими знаниями всегда можно воспользоваться, чтобы очень гармонично объединить сад и культурную среду.”

Активно ли Вы привлекаете строителей к участию в разработке Ваших проектов и как Вы представляете идеальную совместную работу с другими архитекторами?

“Клиент должен ценить природу и сад. Если это гарантировано, то, как показывает опыт, это может обеспечить очень продуктивную совместную работу. Образ жизни клиента и его запросы придают саду индивидуальность. Рабочие часто приходят с такими проектами, которые служат для нас мощным стимулом для принятия новых, индивидуальных решений. Иногда заказчик должен признать, что сад выглядит совсем не так, как он себе его представлял. В процессе планирования и строительства клиенты сами становятся садовыми экспертами. Глядя на нас, они учатся ценить эту работу, проявлять к ней свое отношение и пытаться вкладывать в растения свое сердце и душу. Если мы это наблюдаем, это делает нас счастливыми. Я считаю очень важной тесную связь с садом, только тогда он может служить неиссякаемым источником силы, вдохновения и местом отдыха. Чтобы достичь этого результата, прежде всего необходимо, чтобы уже с самого начала дом и сад выглядели как единое целое. Тогда будет возможно, что не только архитектор повлияет на создание сада, но и ландшафтный дизайнер сможет выразить свои соображения относительно архитектуры, месторасположения и правильной ориентации дома. Особенно интересно для нас, когда архитектурный план не ограничен одним главным зданием, а предполагаются еще дополнительные постройки, как, например, домик с бассейном. Но, к сожалению, как мне кажется, эти творческие возможности используют крайне редко. Шанс, что из этого что-то выйдет, считают очень незначительным или вообще стараются избегать этого из-за нежелания больших сложностей при согласовании проекта. Очень часто планируют и потом строят дом, не желая сначала думать о саде. В последнее время постоянно повышается спрос на дома с садом, и это требует интенсивной совместной работы. Современная архитектура сегодня отдает предпочтение высоким, ничем не занавешенным окнам. В перспективе сад должен заботиться о вашем личном пространстве с возможностью уединения для созерцания прекрасного.”

Есть ли у Вас время для своего собственного сада?

“За садом должен ежедневно следить садовник, а это, к сожалению, удается мне не всегда. Но, несмотря на это, я могу отключиться здесь от повседневных забот. Иногда, находясь в большом стрессе, я хватаю садовые ножницы и делая круг по саду, подрезаю и формирую растения, кстати во время этой работы мне удается привести мысли в порядок. Моей мечтой был бы творческий отпуск, во время которого я мог бы экспериментировать в своем собственном саду с новыми идеями, развивать их, а потом иметь возможность их осуществить, но, к сожалению, это возможно только через несколько лет.”

Интервью является фрагментом книги "Современные концепции ландшафтного дизайна", автор - Петра Райдель. Перевод Марины Глаголевой, специально для "Зеленой стрелы".