«Сад для меня – это вклад в улучшение состояния мира», - говорит Берг. «Чтобы отдохнуть от повседневной суеты, нам нужна эстетическая среда. Сад – это источник спокойствия и гармонии».
Петер Берг
Кристине Орель (Christine Orel): ритм, гармония и удар в литавры
Ритм, гармони я и удар в литавры: в своей профессии Кристине Орель (Christine Orel) сочетает два свои увлечения – сад и музыку. На садовой выставке «Landesgartenschau», которая проходила в сентябре 2016 года в баварском городе Байройт (Bayreuth), мастер ландшафтного дизайна применила музыкальные основные понятия в сочетании с растениями.
Кристине Орель
Желтый тысячелистник, ярко-синий шалфей, шары соцветий декоративного лука – красочно и радостно выглядит такой цветник. При этом темные растения, такие как очиток с красными листьями и посконник пятнистый с винно-красными соцветиями, создают атмосферу спокойствия и серьезности. При правильном сочетании растения могут создавать настроение, это и воплощает в своих садах Кристине Орель. Ландшафтный дизайнер хочет «рассказывать истории», в первую очередь, при помощи травянистых многолетников и древесных кустарников. По мнению Кристине Орель именно они трогательно «шевелят» Землей. Возможно, когда речь идет о том, чтобы придавать композициям в саду определенные высоты. При этом внешний облик сада должен гармонировать с его внутренним миром. После создания скелета сада приходит время произвольной программы: время выбора зеленых насаждений, которые задают определенный характер и получают место, где они будут расти. При выборе растений следует учитывать не только климатические условия и какой тип почвы подходит для того или иного растения.
«Где я? Как я могу здесь работать?», - такие вопросы задает себе Кристине Орель. На большой, открытой территории должны быть растения с крупной, сильной листвой. Тогда они будут выглядеть эффектно. В придомовом саду может быть абсолютно все по-другому. Для Кристине сад – это место для души.
И чтобы создать такое место для клиента, необходимо иметь хороший фундамент доверия. «Я всегда пытаюсь понять: кто где живет и стараюсь перенести свои домыслы в оформление сада». В садах Кристине Орель всегда постоянно что-то цвести, а владельцы должны быть в состоянии самостоятельно ухаживать за своими садами.
Вместе со своим деловым партнером Андреасом Хайдрих (Andreas Heidrich) Кристине Орель руководит фирмой по ландшафтному дизайну, которая находится в баварском городе Герцогенаурах (Herzogenaurach). Вместе они занимаются оформлением приватных садов, созданием зеленых насаждений для садовых выставок, а также для общественных учреждений. Большие группы многолетников, предпочитающих от сухих, солнечных мест Средиземноморья до влажной тени, приспособлены к среде обитания: ландшафтный дизайнер предпочитает сажать бадан, горец остроконечний, пионы. «Эти растения и в букете выглядят гармонично», - со знанием дела говорит Кристине Орель, которая еще школьницей начала работать в одном питомнике для выращивания многолетников, позже набиралась опыта в испытательных садах Вайенштефан (Sichtungsgarten Weihenstephan).
Однако решающую роль в работе Кристине играет ее любовь к музыке. Возможно, она могла стать хорошим музыкантом, но Кристине Орель выбрала ландшафтный дизайн и использует растения, чтобы вызывать позитивные эмоции и хорошее настроение. В ее цветниках можно увидеть все – и гармонию, и диссонанс.
«Главное – это ритм», - говорит Кристине Орель. При создании основной структуры сада ландшафтный дизайнер использует принцип повторения, повторяя при этом цвет и форму. В результате получается ритм.
На сентябрьской выставке в городе Байройт (Bayreuth) Кристине объединила растения с четырьмя основными музыкальными понятиями. «Мажорный лад в музыке обозначается словом «дур» (Dur). Ему соответствуют веселые желтые и оранжевые оттенки, он вибрирует, имеет сильные формы», - говорит Орель. «При этом минорный лад обозначается словом «моль» (Moll). С ним ассоциируются созерцательные растения с серой и коричневой листвой. Музыкальный штрих стаккато (Staccato), предписывающий исполнять звуки отрывисто, отображают колючие, острые и объемные растения в то время, как штрих легато (Legato), показывающий, связное исполнение звуков с плавным переходом одного звука в другой, в ландшафтном дизайне можно реализовать при помощи мягких форм и изогнутых линий».
Однозначный мажор: желтые и оранжевые оттенки, а также качающиеся на ветру растения для Кристине Орель олицетворяют c радостный, добрый лад
Уте Виттиг: художница, работающая в стиле поп-арта
Красные стены, ультрамариново-синие деревья, крупная оранжевая морковь, растущая на лугу: Уте Виттиг (Ute Wittich) можно назвать художницей поп-арта среди ландшафтных дизайнеров. В ее садах центральная роль отводится краскам.
«Цвета – это прекрасно, во всем их разнообразии», - говорит мастер ландшафтного дизайна Уте Виттиг. «Они оживляют наш серый мир».
Конечно, по желанию заказчика она оформляет и сдержанные, чисто белые или зеленые сады. Однако творческий почек Уте Виттиг проявляется в красочных элементах, например, как ярко-красная стена, из которой вытекает вода и попадает в бассейн. Креативный ландшафтный дизайнер разрабатывает проекты оформления не только частных садов, но и садов для предприятий и отелей. Одной из ее работ является дизайн озеленения нового Европейского квартала (Europaviertel) во Франкфурте. Осенью здесь добавится новый ансамбль со скульптурой, которую создал ее муж, художник Бернхард Егер (Bernhard Jäger), который тоже в полном восторге от красок. Ансамбль состоит из трех фигур синего и красного цвета. Их дополняют большие уличные вазоны тоже красного цвета, в которые Уте посадит цветы. При этом красный – это единственный цвет, с которым могут поспорить цветы: «Мне больше нравится красный приглушенный, не сияющий ярко-красный цвет. Для меня это уже перебор».
Самыми красочными являются временные сады Уте Виттиг, например, как ее мобильный травяной садик в ручной тележке, представленный на летнем фестивале 2015 в замке Иппенбург (Ippenburg). «Иногда я могу себе позволить чудить». За вкусным ужином с бокалом вина вместе со своим мужем Уте составляет план нового сада. По мнению ландшафтного дизайнера в этом деле очень важно иметь креативное мышление и креативное видение. «Я люблю смотреть по сторонам, интересуюсь искусством, музыкой, много фотографирую». Это позволяет посмотреть на сад с другой стороны и творить нечто-неожиданное. Так, в своих демонстрационных садах Уте Виттиг окрашивает бассейны в яркие цвета, прокладывает розовые дорожки, устанавливает зеркала в проемы каменной стены.
Травяной сад в тележках
Тем не менее, ее любимый проект выполнен в мягких, сдержанных тонах: сад кармелитского монастыря во Франкфурте-на-Майне, наполненный приятным ароматом лаванды, для которой изящный зеленый фон создает строго подстриженная изгородь из тиса. Центральный газон во внутреннем дворе крытой галереи обрамлен декоративно-лиственными растениями, между которыми растут гортензии и пионы. Утте Виттиг не привязана к какому-то определенному стилю. Если нужно, она планирует и природные сады. Главное, чтобы сад в целом сочетался с домом и был близок по духу владельцу участка.
Cад кармелитского монастыря
«Вдохновение для дизайна сада я черпаю в людях, для которых создается сад. Необходимо полностью проникнуться своей идеей. Это можно сравнить с солью в супе. В нашей профессии главное не пересолить или недосолить». Уте Виттих, которая проживает во Франкфурте, обладает лишь собственным садом на крыше, но он выполняет очень важную функцию – является местом отдыха. Для Уте садоводство – это отличный способ медитации. Несмотря на свой многолетний опыт, она с радостью познает неисчерпаемый по своей многогранности мир растений.
Перевод: Леся В.
специально для интернет-портала садового центра «Ваш сад»