IV Международный
Форум-выставка

«Зелёная стрела» ОНЛАЙН

12-14 декабря 2020

Журнал "Зелёная стрела"
Меню раздела

Колорит городских цветников. Отечественный и зарубежный опыт озеленения

Садовый дизайн - вид деятельности, способствующий развитию в человеке творческого начала и "цветового видения". Если его сравнивать с живописью, тогда растения - это палитра, а сад - холст дизайнера. Чувственным восприятием цвета управляют законы цветовой гармонии. Поэтому, изучивший их человек, может выявлять главные качества цвета и более утонченно воспринимать цветовые нюансы, что дает возможность создавать гармоничные растительные композиции.

Садовый дизайн - вид деятельности, способствующий развитию в человеке творческого начала и "цветового видения". Если его сравнивать с живописью, тогда растения - это палитра, а сад - холст дизайнера. Чувственным восприятием цвета управляют законы цветовой гармонии. Поэтому, изучивший их человек, может выявлять главные качества цвета и более утонченно воспринимать цветовые нюансы, что дает возможность создавать гармоничные растительные композиции.


Психофизиологами установлено, что цвет воздействует на человека сильнее, чем звук, запах или вкус. Поэтому при создании цветников, кроме знаний биологии растений, необходимо учитывать и законы цветовой гармонии. Первая научная теория цвета возникла в эпоху Просвещения, когда Исаак Ньютон открыл явление "дисперсии света". Он с помощью трехгранной призмы "разложил белый солнечный свет" на цветовой спектр, состоящий из семи цветов и доказал, что порядок их расположения в спектре является неизменным. Существуют три характеристики цвета: цветовой тон, насыщенность и светлота. Цветовой тон характеризуется величиной длины световой волны, отражаемой какой-либо поверхностью. Поэтому каждое цветущее растение идентифицируются с определенным цветовым тоном, которых в видимом спектре насчитывается около 130.

 

Различие между ними обеспечивает вторая характеристика цвета - насыщенность, характеризующая чистоту или интенсивность цвета. В декоративном цветоводстве много растений, имеющих радужный красный цвет: различные сорта роз, тюльпанов, пионов, маков и другие. Но наибольшей насыщенностью обладают, конечно, желтые и оранжевые растения (энотера, солидаго, эшшольция, настурция), так как их цвет почти приближен к спектральному. Синие, голубые и фиолетовые растения, такие как незабудки, фиалки и агератум - обладают малой насыщенностью. Белый, черный и производный от них серый, называются ахроматическими, что в переводе означает "бесцветные". Они имеют одну характеристику - светлоту, служащую мерой яркости. Это - третья характеристика присуща и хроматическим цветам, которые могут быть представлены более или менее светлыми оттенками. Для оформления зон тихого отдыха подходят спокойные сочетания растений "разбеленных" розового, голубого или сиреневого оттенков: розовые гвоздики и гипсофила, сиреневый кермек и кремовые астры. При создании цветников, дизайнеры часто используют два важнейших композиционные средства.

Контраст - т.е. сильно выраженное различие свойств и нюанс - тонкий переход похожих друг на друга, незначительно отличающихся форм, окрасок и пространств. Нюансы в саду сближают и сглаживают различия, поэтому нюансные композиции предназначены для спокойного созерцания и обычно располагаются в местах отдыха. Контрастные цветники - привносят в композицию разнообразие и побуждают к действию: они более уместны во входной зоне сада. Нередко считают, что гармоничные цветовые сочетания основаны только на нюансах родственных оттенков. Однако, гармония предполагает и единство противоположностей, поэтому колоритные композиции могут быть составлены из двух-трех цветов, между которыми есть четко выраженные различия.


Гармония в переводе с греческого означает "соразмерность": именно она вызывает у человека ощущение красоты. Создавая городские цветники, следует придерживаться определенных правил сочетания цветов, влияющих на психологическое и физиологическое состояние человека. Для правильного использования и выразительности посадок, важно учитывать не только особенности каждого цвета, но и изменение его под влиянием света и тени, воздействие воздушной среды и прочих факторов. При грамотном соединении растений разных оттенков, размещении их с учетом колористического решения территории улицы, двора или сквера, можно создавать поистине художественные цветочные композиции.

 

Макарова Лидия Федоровна, ландшафтный дизайнер, член Королевского Садового Общества Великобритании RHS.
Из материалов 1-й учебно-практической конференции АНО "Зеленая стрела" на тему "Травянистые многолетники в ландшафтном дизайне" (16-17 декабря 2009 г.).