IV Международный
Форум-выставка

«Зелёная стрела» ОНЛАЙН

12-14 декабря 2020

Журнал "Зелёная стрела"
Меню раздела

Aнглийский дизайнер Энтони Пол рассказывает о своей философии ландшафтного дизайна

Вам, вероятно, хотелось бы побольше узнать о том, как я работаю, о моем стиле и подходе к дизайну, в преддверии нашей встречи на семинаре "Зеленой стрелы" в Петербурге 14 февраля.

(Примечание: Семинары по ландшафтному дизайну с Энтони Полом и Витторио Перетто в Петербурге прошли в 2015 году)

Мой опыт – мой стиль – мой подход к работе

Вам, вероятно, хотелось бы побольше узнать о том, как я работаю, о моем стиле и подходе к дизайну. По моему мнению, при разработке и рассмотрении практики садоводства и ландшафтного дизайна не должно быть особых правил и ограничений. Мне кажется, у любого дизайнера должен быть свой особый стиль, неповторимый почерк – подобно стилю в одежде. То, как вы разрабатываете свой дизайн, как вы работаете в своей профессиональной сфере, ваши методы работы – вот то, что вкратце можно назвать характеристикой вашего индивидуального стиля. Проще говоря, это внешнее выражение вашего внутреннего мира – всех ваших мыслей, эмоций, интересов и ценностей.

Все, что вы выносите на публику, – это лишь отражение того, что есть у вас внутри. Итак, как это соотносится с моей практикой работы? Я ландшафтный дизайнер, и я занимаюсь этим уже много лет. Я не новичок в этом деле, и мой путь к общему признанию был нелегок – я в значительной степени самоучка, и вот уже почти 35 лет я занимаюсь ландшафтным дизайном. "Я никогда не позволял школе вмешиваться в мое образование" (Марк Твен).

В мире ландшафтного дизайна есть много претендентов на лидерство. Прежде всего, это, конечно, известные дизайнеры, входящие в элиту Челси (я имею в виду выставку цветов, а не живущих в Челси знаменитостей и прочий бомонд), и они всегда находятся в центре внимания, о них пишет пресса. Я же всегда держался в тени и не стремился к золотым медалям Челси или иных дизайнерских выставок, однако в ходе своей карьеры без особого шума я завоевал множество наград. Я упорно работал, не стремясь к популярности. Мой художественный стиль все время развивался по мере того, как каждый год я узнавал что-то новое, но при этом основные принципы моей работы оставались неизменными. Благодаря моей работе я совершил много путешествий. Иногда они были виртуальными, но мне также довелось побывать в замечательных местах, где я проектировал и создавал сады – в Африке, Новой Зеландии, Швейцарии, Франции, Америке и других уголках планеты. В последнее время я также читаю лекции по ландшафтному дизайну для студентов в нескольких школах ландшафтного дизайна в Лондоне. В этих школах им преподают принципы и навыки садоводства, я же пытаюсь показать им поэзию нашей профессии.

В своей работе я всегда придерживался основных принципов дизайна, которые я сформулировал для себя следующим образом: хорошо сбалансированный дизайн с выверенной геометрией и выразительной зеленой архитектурой. Непреложный закон моего творчества – простота. Мое кредо: разработать дизайн сада и решить, что можно из него убрать без ущерба для целого.

Один из самых моих любимых афоризмов принадлежит Энди Уорхолу: "Чем проще, тем лучше". Основное правило, которым я руководствуюсь при разбивке сада: определить минимум видов растений, который необходим в этом саду, но высаживать выбранные растения большими группами или архитектурными блоками. Где только возможно, я создаю "волну" из чередующихся групп, используя только одно растение. Мой творческий процесс всегда начинается с поиска хорошей идеи, которая станет сутью и смыслом, основой данного сада. Я не занимаюсь котеджными садами в стиле "кантри" – на мой вкус они слишком беспорядочны: слишком много всего перемешано, нет стройности и единого стиля. Мои сады сдержанны, просты и требуют минимального ухода. Я не люблю перегружать их обилием милых цветочков и буйством красок – разнообразие не должно быть самоцелью. Я стараюсь придерживаться простой палитры растений и работаю с материалами и растениями, которые выглядят естественно в данной среде.

Я получаю вдохновение для своего творчества от разных впечатлений и мест, где я жил или бывал. Я вырос в Новой Зеландии, и ее обширные зеленые пространства, поросшие кустарником и низкорослыми деревьями, стали для меня первым и главным источником вдохновения. Именно там я научился раскрашивать ландшафт колоритным мазком одного растения. Я люблю воду, и в большинстве созданных мною садов есть водные объекты. В озерах, прудах и бассейнах преломляется свет, подсвечивая сад; в них отражается небо и плывущие по нему облака; они как зеркала для переменчивой погоды и окружающего ландшафта.

Я люблю современное искусство и черпаю в нем вдохновение – строгие геометрические формы Мондриана и Бена Николсона подарили мне много прекрасных идей. Искусство ландшафтного дизайна не так просто, как может показаться на первый взгляд, – необходимо иметь множество умений и навыков, причем не только в области садоводства. Я всегда начинаю с того, что стараюсь узнать как можно больше о флоре и фауне местности, в которой мне предстоит создать сад: знания о том, что здесь лучше всего растет, помогут в выборе нужных растений для основы сада.Растения требуют терпения и понимания их особенностей – их необходимо изучить до мелочей, только тогда вы сможете добиться нужного результата. В моих садах не место изнеженным растениям коттеджных садов – мне нужны выразительные растения с архитектурными формами, дающими ощущение масштаба, имеющими иногда почти угрожающий вид. Сады и дома слишком ценны, чтобы оставлять что-то на волю случая: все мои проекты основаны на практическом опыте и глубоком понимании сути материалов, растений и пространственных форм. Как я уже упоминал, мои сады отличает использование выразительных форм и активное использование архитектурных растений. В окружающей среде так много всего надо учитывать, поэтому я всегда стараюсь очень внимательно и бережно обращаться с ландшафтом и садами.

Если вы читаете эту статью, вам может быть интересна эта программа:

Я всегда стремлюсь улучшить пространство, с которым мне приходится работать, как с эстетической, так и с экологической точек зрения. При этом моей главной заботой является то, как сад вписывается в окружающий ландшафт. Иногда мне кажется, что я заполняю передний план, как будто оформляю театральную сцену, но задник этой сцены создан творцом, намного более талантливым, чем я, и окружающие пейзажи придают моим проектам эффект присутствия и максимального правдоподобия.

Я считаю, что нельзя игнорировать связь между домом и окружающим его садом. Мне слишком часто приходилось видеть сады, явно контрастирующие с домами, в то время как они должны быть единым целым и дополнять друг друга. При этом я абсолютно убежден, что не следует торопиться критиковать работу других дизайнеров – надо сначала почувствовать себя в их шкуре и немало поработать. Только тогда, с позиции опыта, вы будете иметь право на критику. Сам я не работаю с пакетами САПР, но у меня в штате есть люди, прекрасно разбирающиеся в этой составляющей нашей профессии. Я работаю по старинке, с карандашом и бумагой, воплощая идеи, идущие из глубины моего сердца. Дизайн – это процесс, непрерывный диалог с другими, в особенности с заказчиком, которого надо услышать. Не пытайтесь навязать своему заказчику готовое решение – это не приведет ни к чему хорошему, и рано или поздно вам придется за это расплачиваться.

Сад – замечательное место, где человек заряжается силой, черпает вдохновение, отдыхает и делится с другими своими мечтами и стремлениями, так давайте создавать свои сады с совершенством стиля!

И - до встречи!
Ваш Anthony Paul

О садовых путешествиях с Энтони Полом, в которые приглашает "Зелёная стрела", вы можете узнать здесь

Читайте также:
Энтони Пол: "Как наше занятие ландшафтным дизайном вписывается в широкую картину современного мира?"
Дух сада, "genius loci" – "гений места", а также главная идея при дизайне сада

Полную галерею садов Энтони Пола вы найдёте здесь

Автор: