Журнал "Зелёная стрела"
Меню раздела

Визуальные образы Сада. Воспоминания об Эдеме

Поделиться

В своей  книге «Sapiens.  Краткая история человечества» популярный израильский ученый Юваль Ной Харари пишет об одном историческом феномене, который не имеет рационального объяснения. Семь тысяч лет назад человек добровольно покинул рай, где он гонял тучные стада по чарующим альпийским лугам. А потом он бросил это милое занятие и решил заняться земледелием. Земледелие в целом увеличило объем продуктов питания. Как следствие – появился прибавочный продукт и частная собственность.

Начав заниматься земледелием, человек создал, государство и науки, искусство и, самое главное – Сад.

Таким образом, Сад на земле появился в результате ухода из скотоводческого рая. Так все-таки: изгнание или добровольный уход?

Зададимся наивным вопросом — зачем Бог дал человеку Сад? Ведь в начале развития человечества все было предельно просто и даже романтично. Древний человек гонял тучные стада по чарующим альпийским и иным лугам, попутно собирая съедобные корешки. И никакого тебе земледелия, подразумевающего в последующем возникновение Сада. Правда, при этом приходилось постоянно отбиваться от набегов соседей, которые норовили отобрать себе это стадо. Ведь им нужнее…

В любом случае, казалось бы, жизнь охотников и собирателей выглядела гораздо более веселой и познавательной в процессе движения за стадом животных, нежели ковыряние в земле на одном и том же месте. Однако семьдесят веков назад почему-то начался переход от кочевой романтики к оседлой прозе земледелия.

В этой трансформации заложен удивительный парадокс, поскольку здесь нет никакой логики! Ведь переход к земледелию невозможно объяснить, если учесть, что ведение сельского хозяйства обусловило увеличение объемов труда и ухудшение качества пищи — однообразная еда с низким содержанием белка и витаминов. И все-таки, люди поменяли скотоводческий рай на оседлую прозу жизни. Таким образом, они добровольно ушли из рая.

Хочу также обратить ваше внимание на то, как трансформировалась тема изгнания из рая в живописи. Вот, например, знаменитая фреска Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине, во Флоренции. Как много мы видим здесь горя и раскаяния! Люди переживают жесточайшую трагедию!



А это уже картина Доменикино. «Изгнание из Рая». Обратите внимание – никакого раскаяния: Адам ведет себя, как четвероклассник, застигнутый с сигаретой. А Ева возмущена вторжением в ее частную жизнь.

А вот картина Йохана Миллитца «Адам и Ева» в национальном музее Будапешта.

Уставшие от опостылевшей райской жизни, не первой молодости люди. Рай, где человек не трудится – считается ли раем? И является ли бесцельное времяпрепровождение – райской жизнью? И это Адам, вполне осознанно сказал: «Ева, ешь быстрее это яблоко, и пойдем скорее отсюда!». И змей – не искуситель, но соучастник – знал, но не сказал…

А это «Изгнание из Рая» Марка Шагала в Ницце. Адам и Ева спокойно, с чувством собственного достоинства отправляются созидать грядущую цивилизацию. Петух, на котором они отправляются в будущее, с осуждением смотрит на изгоняющего ангела.

И если взять за основу модель добровольного ухода, то следует признать, что человек решил стать подобны Творцу.

Таким образом, человеку, как Творцу и Созидателю, предоставляется шанс создать свою модель Рая. Эта попытка не обязательно завершится успехом, ибо довести этот проект, хотя бы концептуально до конца, очень и очень сложно. Однако, стремится к этому необходимо.

Сад – это в первую очередь, визуальные образы! Сад – это игра взрослых людей!

И в этом плане нам близок Слава Полунин и его знаменитая «Желтая мельница», где нам посчастливилось побывать месяц назад.

Мне запомнилось его высказывание: «Зрителю уже надоело только смотреть спектакль. Зритель хочет активно участвовать в спектакле!». И Слава это регулярно делает, устраивая спектакли- карнавалы в своем саду.

Вот он притащил в Сад старые, дряхлые окна, предназначенные на выброс. Повесил старую занавесочку, и обыденный пейзаж заиграл новыми красками.

Вот он сделал эдакий фрагмент Сада. Что это? Театральный занавес? Оконные шторы? Не знаю. Но, безусловно, это приглашение к игре.

Вот он развесил на дереве стулья – и это тоже элемент игры.

У нас нет таких фантазий и возможностей, как у Славы Полунина. Но нас объединяет то, что вот уже двадцать лет, мы пытаемся играть с Садом. И он откликается на наши капризы!

С момента освоения участка, с нас облезла позолота материалистического воспитания. Нам стало ясно, что Земля плоская, а солнце вращается вокруг Земли. Поэтому, мы установили тотемный столб:

На столбе мы прикрепили указатели, показывающие расстояние до местных достопримечательностей.

Еще один фрагмент указателей…

В процессе постижения достоинств нашего Сада, мы столкнулись с удивительным феноменом: на одном меридиане, вместе с нами находились святая Мекка, два купеческих города Трабзон и Ростов-на-Дону и древний Ярославль, который даже некоторое время был столицей России.

А на одной параллели, вместе с нами к Западу, находится славный город-герой Севастополь и два столичных города – Белград и Бухарест.

На восток, от нашего Сада параллель уходила к легендарному космодрому Байконур и часто упоминаемому нашими станичниками китайскому городу Муданьцзянь.

И эти две прямые линии, на которых находились указанные достопримечательности почему-то пересекались именно в нашем Саду. Конечно, все это не могло быть случайным совпадением!

И до нас начало доходить, что наш Сад находится в самом центре Земли. Эдакий пуп Земли! По этому поводу нам пришлось соорудить так называемый «географический камень», на котором мы и зафиксировали все эти чудеса.

Здесь мы смотрим от географического камня строго на восток…

Наш Сад находится в уникальном месте. Когда-то, здесь проживали черкесские племена, находившиеся под протекторатом Турции. В 1829 году, когда был подписан, так называемый Адрианопольский договор и началась нескончаемая череда кавказских войн, которые завершились лишь в 1864 году. Именно тогда и были основаны две станицы - Горячий Ключ и наша Пятигорская.

Споры о том, чья это земля – русская или черкесская, историки ведут до сих пор.

Не ввязываясь в эти дебаты, мы установили в Саду символическую «девушку с кувшином» сразу в двух версиях. Одна из них – черкешенка, а другая – русская. Обе они прекрасны – не правда ли?

Вот это русская Евдокия:

А вот адыгейская Фатимет:

Однако вернемся от Кавказской войны к романтике сада. У нас в саду есть тургеневская девушка – Валентина. И поэтому, мы решили соорудить тургеневскую беседку. Долго фантазировали над ее завершением. Шар, шпиль? И после тяжких раздумий, мы пришли к выводу, что нужен Ангел. Как в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга.

Здесь мы видим беседку в период «Золотой осени».

А этот снимок сделан в январе месяце, в тот редкостный момент, когда на Кубани выпадает снег.

Ангел сподвигнул нас на продолжение сказочно-мифического строительства. И, поэтому, для наших внуков, мы соорудили «Домик золушки». Они подымались по лесенке, играли, а потом съезжали вниз.

Далее, мы задумали сделать барбекюшницу, и архитектор Рюмин сделал грандиознейший проект. Однако, Валентине Михайловне сие категорически не понравилось.

Это не барбекюшница, говорила она. Это нечто, в стиле «Сталинский ампир». Это сооружение не для Сада — это станция метро.

Мы каялись, и рассматривали два пути – либо снести ее, либо заплести виноградом Вича. Выбрали второй вариант, и посмотрите, что получилось! По-моему, для деревенского сада вполне сгодится!

Что касается садово-парковых композиций, то мы тоже начали собственные вариации на эту тему. Не обошлось без пресловутых котиков. Вот этого зверя зовут Котик-Бергамотик.

А сюжет этой Мухи-цокотухи мы подсмотрели в музее сатиры и юмора болгарского города Габрово:

А эту сову сделали талантливые кубанские кузнецы из станицы Ловлинской.

Эту композицию мы назвали – «Золотая поливалка и серебряные струны». Как видите, золото облезло, а серебро еще осталось.

И все-таки, в этом раскладе чего-то не хватало.
Необходим был третий вектор, придающий особую атмосферу и колорит нашему Саду.
Необходима еще одна составляющая, связывающая нас с веком двадцатым, откуда мы родом.
И мы задумались – а что же является символом советского парка культуры и отдыха? Парашютная вышка? Танцплощадка?

Да конечно же это девушка с веслом!
Она же - КОМСОМОЛКА! Та комсомолка тридцатых годов прошлого века, которая не верила ни в лешего, ни в ангелов, а свято исповедовала исключительно победу мировой революции и пролетарский интернационализм.
Комсомолка нужна была и потому, что какой бы стиль мы не взяли за основу нашего Сада, вся наша советскость, безусловно, проявится на первом же шагу.
Ответ лежал на поверхности. Действительно, можно ли представить парк советского периода без знаменитой «Девушки с веслом»? Ведь это ярчайший символ социализма и ушедшего в историю Союза Советских Социалистических республик!

Вот она, красавица, во всем своем великолепии!

Поскольку девушка с веслом, которую зовут Вера, была пролетарского происхождения и исповедовала исключительно марксистко-ленинскую философию, то необходим был противовес в виде дамы буржуазного происхождения и с хорошими манерами.
Такая дама нашлась, и она также является членом сообщества нашего Сада. Зовут ее Сюзанна. Что в переводе означает «Белая лилия».

Справедливости ради, следует отметить, что некоторые несознательные граждане, усевшись рядом с Сюзанной, пытаются положить свою правую руку на ее левое колено. Это неправильно! Это противоречит правилам хорошего тона, и с этим надо всячески бороться!

Однако, несмотря на всю прелесть девушек, находящихся в Саду, лет семь назад, к нам пришло понимание, что топиарное искусство дает уникальную возможность совместить всю прелесть зеленого растения и скульптурной композиции.

Вначале, наши фантазии дальше шаров и вертикалей, как-то не двигались. Как здесь, например.

Эта монотонность нам вскоре надоела. И мы задумались об одном кубанском феномене. В 50-60 годах прошлого века в кубанских хатах и чайных висели репродукции всего лишь двух картин, с совершенно разным сюжетом.

Это знаменитые мишки из картины Шишкина Ивана Ивановича «Утро в сосновом лесу»…

И картина Крамского Ивана Николаевича «Неизвестная»:

Что же их объединяло? Разрыв монотонности! Разрыв сложившегося однообразия в лесу, либо в провинциальном городе! Топиарная композиция, как и неформальная скульптура, должна вызвать любопытство. И в этом плане, мы гордимся топиарной композицией из казацкого можжевельника, которая называется «Рояль в кустах». Она формируется нами на протяжении более семи лет:

Композиция стала центром притяжения и популярным фоном для совместного фотографирования. Вот здесь музицирует академик Юрий Михайлович Осипов из МГУ:

А это фото с художником по стеклу из Ростова-на-Дону Лилией Горбач:

Из можжевельника китайского «Blue Alps», с помощью мастера топиарного искусства Алексея Писанного, мы создаем топиарную композицию «Пламя»…

А это сообщество растений называется «Русский кубизм». В глубине – башня «Вавилон» из можжевельника Виргинского, а на переднем плане - туи «Брабант».

Мы гордимся этой композицией, которая называется «Диалектика». Геометрически – это двойная спираль. Основа – туя западная колоновидная. Ее высота уже превышает пять метров.

А эта топиарная композиция, выполненная из туи западной вересковидной, называется «Сова Маруся»:

Еще один взгляд на «Сову Марусю»…

А эта топиарная композиция из казацкого можжевельника называется «Чудо-Юдо рыба кит»:

Из можжевельника виргинского мы создаем композицию «Пешка, идущая в ферзи»:

Можжевельник китайский «Stricta» выбран в качестве основы для создания композиции «Пломбир»:

А эта композиция, в виде колеса от КАМАЗа, называется «Шиномонтаж». В ее основе – бирючина золотистая.

Мастер топиарного искусства Алексей Писанных демонстрирует композицию «Большая и малая улиты», сформированных на основе туи западной, колоновидной из семейства Кипарисовые…

А эта композиция называется «Хозяйка Сада». В ее основе – можжевельник обыкновенный «Хиберника».

Примерно три года назад, мы начали экспериментировать с топиарными композициями, используя в качестве основы, металлический каркас. Первой, была изготовлена, так называемая «Беседка Шуберта». Обладая некими инженерными навыками, мы спроектировали ее, на основе «Золотого сечения». Купол – восемь слив растопыренных «Нигра».

Одно из наших последних увлечений – «Сад водных растений», где мы пытаемся выращивать рыбок кои.

В качестве визуального обрамления этого сада, мы решили установить три рыбки, символизирующих мудрость, удачу и любовь. Это, соответственно, карп Бонифаций, щука Анфиса и тропическая рыбка мандаринка Жоржетта. Их делает талантливая художник Лилия Горбач из Ростова-на-Дону. Здесь она изображена с Жоржеттой.

Сегодня, мы находимся в преддверье повседневного внедрения искусственного интеллекта. Как следствие – вскоре многие профессии станут анахронизмом, а многим миллионам людей будет заявлено об их ненужности.

И лишь Сад говорит человеку: «Ты нужен мне! Вместе мы должны навести порядок на этой Земле! И мы должны превратить планету в цветущий оазис.»
Давай освободим Планету от мусора. Давайте совместно воссоздадим Рай на земле!

В этом году исполняется девяносто лет, как человечество услышало рассказ товарища Хренова про город-сад, в изложении Владимира Маяковского.

Товарищ Хренова сказал, что город-сад будет через четыре года. Не появился он и через сорок лет, нет его и через девяносто… К сожалению, тогда эта идея реализована не была, и вместо города-сада мы получили котлован.
И, полагаю, нам надо возвращаться в Эдем, который человечество покинуло, либо благодаря Еве, либо потому, что занялось земледелием.

И очень хочется верить, что именно идея общего сада, спасет мир от горя, нищеты и разрушения.

Автор: