Парк – это ещё и «слово». Это идея, которую закладывает в свое парковое творение автор, и транслирует эту идею современникам. Сегодня семантика садово-паркового искусства стала малопонятна обществу. Об этом говорит в своих трудах академик Д.С. Лихачев: «Потеря умения «читать» сады как некие иконологические системы и воспринимать их в свете «эстетического климата» эпохи их создания находится в связи с тем, что за последние примерно сто лет резко упала способность иконологических восприятий и элементарные знания традиционных символов и эмблем вообще. В разные эпохи в зависимости от господствующего стиля, от господствующей философии способы обращения к слову, молчаливые напоминания о слове были различны. Сад «просил» о разном, подсказывал различные размышления и предоставлял для этого различный же материал, различную организацию материала, особенно в тех случаях, когда этот материал был близок. Сад мог требовать от своего посетителя то шутки, то меланхолии, то удивления перед богатством и разнообразием мира, то религиозного восторга, то радовал его простой живописностью открывающихся видов» (Д.С. Лихачев «Поэзия Садов»).
Так что же? Если мы, что-то не слышим и не понимаем, то это наша «глухота». Это не значит, что с нами не говорят. Парки, сохранившие свое лицо, свою историю, «говорят». Даже если мы не все понимаем, мы чувствуем это по особой наполненности места скрытым контекстом.
«Итак, сад – это целая история, сценарий, направляющий посетителя на эмоции, размышления, созерцание; это не мертвый, а функционирующий объект искусства. Его посещают, в нем гуляют, отдыхают, развлекаются – в каждую эпоху по-своему».
(Д.С. Лихачев «Поэзия садов»).
Говоря о семантике парка, сада, о «слове» и смысле, заложенном в парковое пространство, мы вплотную подошли к следующему вопросу познания Личности Парка: для чего, с какой целью создаются парки? В чем «смысл жизни» Парка?
Зачем создают Парки?
Это интересный вопрос. Любой прохожий на улице даст нам ответ: «Парки создают для того, чтобы в них гулять». И будет прав. Дома строят для того, чтобы в них жить, сады и парки – для того, чтобы в них гулять.
А Храмы? Для чего строят храмы? А Музеи? Театры?
Это сегодня, в наше время, мы наделяем парки только «профанным» смыслом. Но так было не всегда. Парки родились и существовали на протяжении тысячелетий как сакральные пространства. Парк – это первый храм. И первый театр. И музей. Первый диалог с Высшими силами происходил в священной роще. Сад – это модель идеального мира, созданная человеком на Земле, по сути – Эдем, рай на земле.
Для мировых правителей стран строительство парков во все века было не просто прихотью или забавой, а представлением, репрезентацией своей власти над окружающим миром (который, как правило, был враждебно настроен по отношению к всемогущественному монарху). От места уединения, размышлений и философских бесед во времена Древней Греции, Парк к началу XVII века превратился в мощный инструмент монаршей воли и порядка. Его показывали наряду с самыми красивыми драгоценностями, в него вкладывали целые состояния и обрушивали бюджеты стран для поддержания имиджа самой богатой державы мира. Пример тому – блистательная Франция и ее главный бриллиант – королевский парк Версаль Людовика XIV, для устройства которого опустошили государственную казну. Под непосредственным влиянием версальских впечатлений, полученных Петром Iво время официального визита во Францию в 1717 г., русский царь сформулировал собственную идейную и архитектурную программу резиденции в Стрельне, которую затем перенес в Петергоф (С. Горбатенко. Архитектура Стрельны). И не случайно, что к парку Петр проявил больший интерес, чем к дворцу, а более всего его увлекли фонтаны и другие гидротехнические затеи.
Идейная подоплека Версальского комплекса, заложенная королем-солнцем и его мастерами, заключалась в прославлении монаршей власти, но важнее этого для Петра было понимание роли садового искусства в репрезентации власти, в утверждении ее престижа (С.Мезин. Петр I во Франции). Так, версальский лабиринт на темы басен Эзопа обернулся в Петергофе аллеей фонтанов, располагавшихся в трельяжных нишах и украшенных скульптурными композициями на сюжеты басен Эзопа, а также на темы притчей из книги «Зрелище жития человеческого». Сюжеты для фабульных фонтанов выбирались Петром такие, которые, помимо морального назидания, могли иметь актуальный политический смысл. Подобные «образовательные» фонтаны немного позднее были устроены в Летнем саду, который уже в начале XVIII века стал образцово-показательной площадкой для продвижения царем новых идей в жизни общества.
Таким образом, Парк становился «смысловым носителем», просветителем и новатором.Об этом мы сейчас может и не задумываемся, даже не подозреваем, но Парк, по мнению Д.С.Лихачева, – это маркер «эстетического климата эпохи», это отражение развития и состояния общества, его умонастроений, устремлений. А для элиты общества, тех, кто стоит во главе – это способ выражения и продвижения своих взглядов и идей. В авторитарном обществе парк – это ещё и мощное средство пропаганды образа мыслей и взглядов, это политический инструмент.
Таким же «носителем идей» в России Парк оставался и во времена расцвета социализма, начиная с 30-х годов XX века и заканчивая послевоенными пятидесятыми-шестидесятыми. Только называться он стал ЦПКиО. Многие еще помнят это обилие аттракционов, цветников, скульптуры, фонтанов, эстрад на открытом воздухе, танцплощадок, ларьков с пирожками и газировкой. Манифест «коммунистического рая» - здесь и сейчас. Жили бедно, плохо одевались, ютились в коммуналках, трудились на заводах и фабриках, у станков.
Но продемонстрировать, что «рай» здесь, близко, вот-вот настанет, Властям было необходимо. И они демонстрировали: строили ВДНХ, открывали в каждом городе ЦПКиО – «райский сад для советского гражданина», здесь и сейчас. С упадком и крушением социализма упали и обрушились «райские сады» - ЦПКиО. Нищета, ветхость, запустение в наших парках 90-х годов также хорошо известно многим.
История «переосмысления» знаменитых дворцово-парковых комплексов в советскую эпоху заслуживает отдельного рассмотрения. Ведь что произошло? После революции дворцовым паркам, как «деклассированным аристократам», приказали служить народу. Дворцы и парки раскрыли свои двери победившему пролетариату, появился новый смысл. Исторические дворцовые парки были мобилизованы исполнять роль ЦПКиО, принимать в свои объятья для отдыха и развлечения толпы посетителей. Дворцы- кому повезло, - стали общедоступными музеями, кому не повезло – стали ведомственными объектами. Парк неразрывно связан с историей и жизнью общества. Парк служит обществу. Каждая новая веха истории, поворот времени задает парку новую задачу.
Мы живем во времени становления Новых Смыслов Новой Эпохи. Что делать теперь историческим паркам? «Коммунистический рай» рухнул, «Райские сады» эпохи социализма отошли в прошлое. Отпала ли у исторических парков миссия ЦПКиО? И какова НОВАЯ МИССИЯ исторических парков? Это серьезный вопрос. Каждый парк должен пройти через осмысление своего «Я» и смысла сегодня. Как это будет происходить? Как и через кого парк будет это транслировать?
Сегодня можно выделить три аспекта развития и жизни исторических парков: во-первых, создаются новые парковые пространства (типа Зарядья), которые по своему значению уже исторические, манифест современной России. Во-вторых, происходит «дикая реконструкция и реставрация» исторических парков с потерей аутентичности и всякого смысла вообще. В-третьих, живут и продолжают меняться исторические парки, которые не утратили исторической идентичности и могут предстать перед обществом как уникальная личность, со своим смыслом и системой ценностей. Для этого нужно работать. Нужно сделать так, чтобы язык парка стал понятен и доступен посетителю, чтобы система ценностей парка транслировалась посетителю современным языком и также была доступна.
Уважительное отношение к парку складывается из многих факторов, также, как уважение к человеку. «Одежка», внешний вид (запущенный парк с ржавыми урнами и кривыми скамейками никогда не вызовет уважения, разве что жалость), система коммуникаций и навигации, логистика, коммуникабельность, информативность, комфортная среда, эмпатия и т.д. Это все должен предлагать парк. Да и много еще чего.
Парк – это отражение «Эстетического климата эпохи». А какой у современной эпохи климат? У нашего общества сейчас какое состояние, умонастроение и в чем его суть? На этот вопрос пока не ответили толком ни политики, ни социологи. Мы в поиске новой «национальной идеи» и во власти отечественного капитализма с остаточным багажом ценностей социализма, которые постепенно растворяются в «ценностях» общества потребления. Переходный, так сказать, этап. Ценность извлечения прибыли и получения выгоды, ценность денежных знаков – вне конкуренции. Мы живем в эпоху, когда потребление становится основным развлечением и даже стилем жизни. Смогут ли наши парки избежать образа «торгового центра», который превалирует сейчас практически в любом общественном пространстве? Это вопрос времени, вопрос позиции общества, позиции власти.
Парк, по-прежнему, может быть мощным средством идеологической пропаганды, проводником идей и позиции Власти. Да, современные общественные сады и парки могут быть большими торгово-развлекательными площадками, в будущем будут создаваться тематические коммерческие парки – фабрики развлечений и впечатлений. Это нормально. Но нашему обществу нужны маркеры заботы об общественном благе, символы процветания и благополучия. Современные, благоустроенные, комфортные общественные пространства, публичные Парки – как раз такие символы благополучия. Это нужно нашему обществу. И мы видим, как эти символы начинают проявляться.
Существующие исторические парки в новом и постоянно меняющемся мире могут идти разными путями. Главное, чтобы это не были одновременно противоположные пути. Начинать нужно всегда с цели и смысла, осознания своих ценностей, умения отделить главное от второстепенного. Нужно начинать диалог с посетителем, с обществом, чтобы донести заложенные в Исторический парк первоначальные смыслы и ценности. Нужно думать о том, как сохранить главный смысл парка в современной жизни, сделать исторический парк нашим современником и собеседником.
Фотографии авторов
Сочивко С.В., ландшафтный архитектор компании «Карельский стиль»
Волкова О.Д., главный специалист по ландшафтной архитектуре ГМЗ«Петергоф»