Новая жизнь старого пианино - наша ландшафтная инсталляция во Дворах Капеллы
Поделиться
Выставка ландшафтных экспозиций прошла 4 сентября, в рамках Арт-проекта «Дворы Санкт-Петербурга». А старое пианино переехало вчера на свое новое место - торгово-выставочную площадку ландшафтной компании "Принцип Ново" в Парголово, недалеко от Шуваловского парка.
Инсталляция "Зеленой стрелы" во Дворах Капеллы носила поэтическое название "Музыка тишины: новая жизнь старого пианино".
Вот концепция нашего проекта:
Музыкальный инструмент, вместе с живыми растениями выступающий из живописного полотна, - это городской мини-сад, несущий жителю мегаполиса запах лесной воды и ранней осени.
Основная идея композиции – это слияние искусств и стихий: воды, растений, музыки и живописи. Старое пианино, покрытое патиной и мхом, уходящее назад, в природу, растворяется во времени и начинает, в буквальном смысле, звучать по-новому. Пианино умирает, как инструмент, предмет извлечения звука, но рождается как сад, как источник вдохновения, создавая уже не звук, а предчувствие музыки. Исчезает утилитарная сущность предмета и рождается поэтическая. Поэтика пространства дворов Капеллы сама по себе уже предполагает тему звучания.
Всем знаком звук текущей воды, но молчание воды есть философия недосказанности и метафора многоточия.
Это звук, рождаемый ветром и шорохом осоки, легчайшей рябью воды среди бутонов нимфеи.
Это музыка тишины, необходимая горожанину, как чистая вода.
Так городской сад, вступая во взаимодействие с пространством, позволяет почувствовать историю места, его основную тему, но и привносит в его звучание свою свежую ноту.
Автор проекта: художник Наталья Зазерская, ассистенты - Анна Кураева и Татьяна Бакулина.
Эскиз проекта ландшафтной инсталляции:
И его воплощение:
Небольшое интервью с автором инсталляции - Натальей Зазерской:
- Как появилась идея этой экспозиции?
- Идея с «зелёным пианино» родилась, прежде всего, как развитие мотива Дворов Капеллы, их внутренней свободы, новаторства, жажды жизни. Одной из поставленных нами при создании инсталляции задач стало соединение с атмосферой петербургских дворов, характерных и поэтичных. Тогда и возникла тема соединения воды и музыки.
- Наверное, некоторые зрители были шокированы использованием музыкального инструмента в данном контексте?
- Инсталляция многим понравилась, но вызвала и споры. Зрители переживали, что в жертву ландшафту принесли живой играющий инструмент, но пианино с треснутой декой не могло дальше жить, иначе как через перерождение. Тяжело было автору инсталляции расстаться с инструментом, но играть на нем, увы, стало невозможно. На помойку пианино не вынесешь, оно не табуретка, долго жило в нашей семье, было куплено еще моим дедом для моей мамы и тети. Я тоже на нем играла.
- Вы любили на нем играть?
- О да! Но нашей любви немного мешало сольфеджио. Мне долго не давалась постановка рук. Странное ощущение, что мое пианино - это живой организм, не давало мне право поступить с ним плохо. Этот « музыкальный памятник» поменял три адреса, последний – пятнадцатый этаж в квартире моей подруги. Но однажды настал день, когда все поняли, что с этим членом семьи придется расстаться. Тут мы стали искать пути. Нашли один московский сайт по утилизации инструментов, оформлен он был в эстетике бюро ритуальных услуг с бодрыми и креативными предложениями: «детям – конфеты, а родителям – шампанское». Слава богу, появился на горизонте арт-проект «Дворы Петербурга» галереи «Мольберт» и журнала «Под ключ», при участии моего родного ландшафтного центра «Зеленая стрела».
Короче, композиция с водной темой возникла сразу и легко. Нам захотелось создать ощущение влажного, туманного воздуха нашего города, соединить пространство двора, колодца с дыханием леса заросшего озера, близостью воды. Умирая как инструмент, пианино возродилось как арт-объект. Уходя в природу, оно поет нам новую, другую песню...
- Спасибо вам, Наталья - это вы научили его петь о зеленой стреле, дали действительно новую жизнь своему любимому пианино.