О нас
Меню раздела

Французское садовое рандеву в Санкт-Петербурге

Гарденер.ру 19.02.2012
 
Французское  садовое рандеву – именно так назывался уникальный семинар, который прошел 18-19 февраля в Санкт-Петербурге. Мероприятие, инициатором которого выступил Петербургский международный центр ландшафтного искусства «Зелёная Стрела», было посвящено вопросам возрождения исторических садов и парков Франции. В качестве почетных гостей и участников семинара были приглашены княгиня Марисоль де ла Тур д`Овернь --  владелица садов и замка Эне-ле-Вьей, вице-президент Фонда поддержки парков и садов Франции; графиня Аликс де Сен Венан – ландшафтный архитектор и владелица садов и замка Вальмер; господин Лоран Портюгез – главный садовник замка Вилландри. Визит в Петербург столь представительной французской делегации стал возможным благодаря поддержке Ассоциации «Международный Фестиваль Культурный Перекрёсток» (Франция) и лично её президента Анны Филимоновой.
 
Франция была и остаётся законодателем моды не только в одежде, но и в садово-парковом  искусстве. Она является хранителем секретов садового мастерства, а также считается одним из лидеров в сочетании исторических и современных приёмов в ландшафтной архитектуре.
 
На встречу с именитыми специалистами садового искусства съехались ландшафтные архитекторы и дизайнеры со всей страны и ближнего зарубежья: из Минска и Киева, Выборга и Екатеринбурга, Павловска и Великого Новгорода, Москвы, Тюмени, Йошкар-Олы и других городов.
 
Семинар проходил в рамках сотрудничества «Зелёной стрелы» и владелицы замка Шато Эне-ле-Вьей, в котором с 27 апреля по 2 мая 2012 года будет организована эксклюзивная стажировка для профессиональных садовников, ландшафтных дизайнеров и владельцев загородных усадеб. В период обучения на этом пятидневном курсе, слушателям представится уникальная возможность побывать на экскурсиях в известных исторических и современных садах Франции, посетить  Международный фестиваль садов Шамон сюр-Луар, а также прослушать курс лекций, посвящённых как истории французского садового искусства в целом (от Средневековья до наших дней), так и непосредственно сада Шато Эне-ле-Вьей. Здесь гости поместья узнают о структуре этого сада, построении перспективы, гидротехнической системе, а также получат практические  навыки в обрезке и формировании растений, в том числе, создании топиарных форм плодовых деревьев и ознакомятся с агротехникой растений на наглядных примерах.
 
 
Владелица Эне-ле-Вьей - княгиня Марисоль де ла Тур д`Овернь – выступила в первый день прошедшего семинара. Она рассказала о своем замке - средневековой крепости, расположенной на юге долины реки Луары, в провинции Бери. Шато Эне-ле-Вьей – это удивительное место с богатой историей. Замок имеет статус «Частного исторический памятника», а парковая территория вокруг замка носит почётное звание «Замечательный сад», которое присваивается Министерством культуры Франции самым лучшим садам страны.
 
 
В начале своего выступление княгиня коснулась вопросов истории создания парка и немного рассказала о своей семье. В 1497 году замок перешёл в руки маркиза Шарля де Шевенон из Бини. С той поры и по сей день замком владеют его прямые наследники. Предки нынешних владельцев замка, чей род прослеживается до Х века, верно служили королям династии Валуа, Бурбонам и Наполеону Бонапарту. Портреты многих исторических персонажей – Марии Антуанетты, знаменитого министра Антуана де Кольбера и многих других – украшают залы замка.
Замок Эне-ле-Вьей - не просто памятник архитектуры. Княгиня Марисоль де ла Тур д`Овернь, её братья и сёстры с собственными семьями – все они вкладывают душу и личные средства в реставрацию и сохранение фамильного наследия. «Главная цель – сохранение замка. Он ключ всего!».
 
Княгиня вспоминает, что жила в окружении людей, которые рассказывали о событиях 1870, 1914, 1941-1945 гг., - её родители были настоящими замковладельцами, они часто собирались в семейном кругу и её бабушки и дедушки рассказывали истории из своей молодости, и то, что и они когда-то узнали от своих предков - о делах минувших дней, происходивших в далёкие для нас века. Это было удивительное время и прочная связь времён позволяет хранить и восстанавливать то удивительное наследие, которым обладает семья де ла Тур д`Овернь.
 
 
Именно княгине принадлежит сама идея воссоздания садов эпохи Возрождения вокруг замка, - что-то в них сохранилось от прошлого, что-то было заботливо реконструировано или даже просто создано по проекту и под непосредственным руководством самой Марисоль.
Сады тонко и мягко контрастируют с суровыми очертаниями средневековой крепости. Три разных стиля гармонично сочетаются в этих садах: воссозданы водные сады, которые служат своеобразной оправой средневекового замка, розарий со старинными сортами роз, «зелёные кабинеты» в редком стиле садов – шартрез, напоминающие королевские огороды и тематически разыгранные – принцип, характерный для французского ландшафтного искусства.
 
 
 
В XIX-XX вв. парк постоянно изменялся в угоду моде, и возвращение к старинному облику произошло сравнительно недавно. Сама планировка садов создана в 80-е годы ХХ века, так же как и розарий – гордость владельцев поместья.
Как характеризует сад сама княгиня, - «В основном это коллекция старинных роз, которые в ХХ веке начали исчезать. Здесь растут и уникальные розы сорта «Кольбер», выведенные великим садоводом Франции – Дельбаром».
Другой цветок, являющийся символом замка, – ирис. В садах Эне-ле-Вьей насчитывается около 800 сортов этого растения. В 2011 году своего рода «крещение» здесь получил и новый сорт ириса – ‘Жак Кёр’, а его «крёстной матерью» стала известная французская писательница Анна Гавальда.
 
 
 
Марисоль смогла возродить из небытия самую старинную часть фамильного сада – так называемый «картезианский сад» с формированными плодовыми деревьями и «зелёными кабинетами».  На месте, где ранее располагались огороды и сады, было создано 5 «комнат», олицетворяющих этапы эволюции сада. В «Белом саду» находятся трельяжные сооружения бирюзового цвета, увитые плетистыми розами. По центру создана «сцена» из белой доломитовой крошки, которая рассечена невысокими плотно посаженными кустами самшита. В «Саду простейших» лечебные и ароматические растения растут под пологом формированных галерей фруктовых деревьев. «Сад медитаций» был создан по мотивам фресок великого Джотто, посвящённых Святому Франциску Ассизскому.
 
Важным элементом привлечения туристов и посетителей являются интересные мероприятия и события, которые периодически устраиваются в парке владельцами замка. Княгиня рассказала об одном из таких, т.к. он касается связи с Россией. Когда-то её мама дружила с учителем французской музыки, который женился на россиянке и уехал жить в Сибирь.  В июле и в августе сестра Марисоль устраивает концерты - вечера танцев, на которые приезжают музыкальные коллективы из Новосибирской школы.
 
В заключение княгиня Марисоль де ла Тур д`Овернь отметила: «Сад дорог тем, что каждое поколение оставило что-то своё, что нашло определённое преломление в веках, и сейчас он достаточно гармоничен. Основная водная система сохранилась и стала основой для всех посадок. Водная  структура оказалась настолько эффективной, что пережила века».
 
 
Во второй части первого дня семинара выступал господин Лоран Портюгез – главный садовник  замка Вилландри. На сегодняшний день сады замка занимают третье место по посещаемости, среди всех исторических садов и парков Франции. Трудно представить, что ещё совсем недавно, в начале ХХ века, территория парка находилась в заброшенном состоянии, сады были утрачены, а сам замок был предназначен под снос. Однако, в 1906 г. замок с прилегающими к нему территориями приобрел доктор Хоаким Карвалло, - испанец по происхождению, воспитанный в богатой дворянской семье. Он получил хорошее образование, и, кроме того, проявлял большой интерес к истории и архитектуре. Эти познания пригодились ему при восстановлении первоначального облика садов и замка Вилландри. Для реставрации он использовал литературный источник – книгу по архитектуре ХVI века «Самые замечательные архитектурные сооружения Франции». Её автор – Ж. Андруе дю Серсо - описал планировку французских садов в эпоху Возрождения. Хоаким дополнил этот труд археологическими раскопками, в ходе которых в Вилландри были обнаружены остатки старого парка во французском стиле. На этой основе и были воссозданы сады, которые восхищают нас сегодня.
 
 
Главная «изюминка» садов замка заключается в том, что они поднимаются ярусами один над другим, занимая три уровня.
Сегодня, помимо знаменитого декоративного огорода, сады Вилландри включают в себя еще несколько тематических садов — Орнаментальный сад, сад Музыки, сад Любви, сад Воды, сад Солнца, Аптекарский сад.
Самый верхний – первый уровень – это сад Воды (Jardin d'eau), в центре сада  размещается водоём, созданный в форме зеркала Людовика XV. Из него берется вода, как для поливки, так и для функционирования фонтанов. Предварительно она качается насосами из скважины глубиной 110 м, очищается через фильтры, а затем смешивается с водой водоёма и расходится по каналам поливочной сети. Нужно отметить, что система полива - одна из самых современных, применяемых в наше время, ею можно управлять при помощи мобильного телефона.
 
 
Второй уровень, лежащий на одном уровне с замковыми залами нижнего этажа, представляет собой Орнаментальный сад (Le jardin d'ornement), состоящий из трех тематических площадок: Сад любви (Jardin d'amour), сад музыки (Jardin de la musique) и Сад лекарственных трав (Jardin des simples). Гордость среднего уровня – декоративные насаждения под названием «Сады любви» – это четыре больших квадрата из самшита, которые олицетворяют аллегории любви. Сад музыки символизирует различные музыкальные инструменты в оркестре. Большие треугольники представляют собой лиры, рядом с которыми фигурируют арфы. Сад лекарственных трав, как и в средневековых садах, располагается между огородом и церковью. Он насчитывает более 30 видов пряных, лекарственных и ароматических трав. Цветы и травы высажены среди коротко стриженых кустарников, образующих изысканный орнамент.
 
 
Сегодня общая площадь знаменитого декоративного огорода Вилландри — 12,5 тыс. кв. метров. Он состоит из девяти больших квадратов, одинакового размера, с разными геометрическими мотивами. В каждом квадрате расположены разнообразной формы модули-грядки, со всех сторон окруженные низко подстриженной изгородью из вечнозеленого самшита. Внутри этих «зеленых оград» высажены овощи и цветы. В результате, огород создает впечатление разноцветной шахматной доски.
 
4 года назад Лоран Портюгез начал работать частным предпринимателем в области ухода за садом. После того, как он поработал 1 год в Вилландри, г-н Анри Карвалло назначил его главным садовником. С тех пор в саду изменилось очень многое. Основным желанием было перевести сады Вилландри на систему органического возделывания, а так же применение биологических методов борьбы с вредителями, болезнями и сорняками. Портюгез начал сотрудничать с университетскими учёными, перенимать опыт предприятий, которые производят биологически чистые культуры в парниках. Работу в этом направлении можно считать новаторской, так как методы борьбы на открытом воздухе отличались от приёмов, используемых в  парниках.
 
  
 
Первоначально его усилия концентрировались на огороде, где методы работы были полностью пересмотрены.
Биоразнообразие насекомых постепенно восстанавливалось после того, как перестали применяться инсектициды. Многие из естественных врагов тлей и капустной мухи, такие, как златоглазки и осы-охотники, без химического вмешательства успешно ведут контратаку на врагов огорода. Стали возвращаются в сад и другие помощники. Химические удобрения были полностью отменены. Их заменили органические удобрения — в виде компоста. Только иногда вносятся  небольшие дозы  гранулированного азота, фосфора и калия. Изменены были методы культивации —  перешли от вскапывания к рыхлению при помощи grelinette, что позволяет сохранять микроорганизмы в верхних слоях почвы (10-15 см) - в отличие от классической лопаты, которая хоронит их на глубине тридцати сантиметров, рыхление также делает более эффективным полив участка. На смену всем фунгицидам пришли бордосская и нантская смесь, сера и другие вещества — в зависимости от конкретного заболевания. При борьбе с сорняками  не используется «раундап»  и другие гербициды, вся земля очищается на старый лад, за счет терпения садовников. Скарификация и аэрация почвы без всякого лечения  укрепляет рост газонных трав.
 
Все работы ведутся под девизом «Наблюдать, чтобы предупреждать» - таким образом, удается избегать химических обработок растений. Для команды садовников эти нововведения обозначали новую организацию работы и некоторые новые инструменты, которые Лоран Портюгез любезно показал слушателям семинара.
 
В рамках сохранения биологического разнообразия, в Вилландри ведётся работа по определению мигрирующих, зимующих и перелётных птиц. Со временем планируется придать поместью официальный статус особо охраняемой территории под эгидой Общества охраны птиц.
 
 
Второй день семинара открыла графиня Аликс де Сен Венан - владелица садов, виноградников и замка Вальмер, расположенных на территории французского винного региона Вуврэ. Кроме того, графиня является признанным ландшафтным архитектором, автором популярного издания о стильном огороде, а также виноделом игристых и белых вин.
 
 
Графиня Аликс де Сен Венан окончила ландшафтную школу Версаля более 40 лет назад. Выйдя замуж, она получила в наследство прекрасное владение – элегантный итальянский сад, террасы которого выходили на окружающие виноградники. Первые тридцать лет она приезжала сюда с мужем и детьми лишь на выходные и праздники. Муж занимался обустройством виноградников, а она взяла на себя работы по саду - отыскав старинные планы, начала работать над восстановлением живых изгородей, статуй, фонтанов, балюстрад, которые перемежали когда-то уровни террас с их великолепными пропорциями. Любуясь тем, как гармонично владельцы замка, начиная с эпохи Возрождения, вели строительство, Аликс де Сен Венан также старалась сохранять «дух места».
 
Сад отличается строгой симметрией - одна ось идет с севера на юг, от главного входа, через Переднюю террасу, ров и террасу флорентийских фонтанов, мимо двух почтенных софор, и заканчивается прямоугольником тиссов, под защитой которых процветают гортензии. Другая ось идет с востока на запад, по склону холма - к реке (перепад высот - около 30 метров!). На нее как бы «нанизаны» восемь площадок-террас — каждая терраса со своей завершенной композицией из растений и архитектурных элементов. Пространство, которое пустовало после исчезновения главного замка Вальмер, разрушенного пожаром в 1948 году, теперь занято стрижеными стенами из тисса. Все сады Вальмер охватывают пять гектар, еще 80 гектар — лесопарк, расположенный вокруг.
 
 
На самой нижней террасе находится огород, он занимает один гектар, но расположен таким образом, что первоначально никто не догадывается о его существовании. Изначально, он не был виден из замка — и являлся местом производства продуктов питания. Сейчас огород сохраняет планировку XVI века - четыре квадрата, которые также подразделяются на части, а в центре - круглый водоём. Высокие стены окружают огород, а в двух угловых башнях, которые раньше предназначались для жилья садовников, теперь хранится инструмент. Вход в эту часть сада осуществляется через красивые ворота XVII века.
 
 
Воссоздавать структуру сада графиня Аликс де Сен Венан начала в 1980 году: решетки и шпалеры плодовых деревьев, пирамиды и контрфорсы тиссов. Однако, только в 2000 году, она окончательно оставила Париж и занялась рекультивацией огорода. Эта работа, вероятно, никогда бы не началась без Себастьяна Вердье, восторженного и страстного молодого «садовника овощей». Начать пришлось с крупных инфраструктурных проектов — установки системы орошения, устройства стоков, обработки и рекультивации почвы, устройства подпорок для вьющихся растений, ремонта двух теплиц  и выращивания сотен саженцев.  В мае 2000-го года посетители увидели процесс реорганизации сада в полном разгаре.
 
 
Все работы проводятся на основе трёх идей – выращивать овощи для еды, делиться информацией с другими, заниматься «резервным копированием». Огород позволяет выращивать продукты питания — разнообразные и обильные в течение всего сезона. Это не мешает подбирать растения и с эстетической точки зрения, сочетая фактуру и цвет, форму и размер. Плоды и овощи из сада потребляются не только владельцами, но и садовниками Вальмера, их друзьями и посетителями. В число садовых работ входит не только сама работа в саду, но и приготовление пищи – консервирование, замораживание овощей, варенье.
 
Философия садов Вальмер - «разумное выращивание». «Это не «органический сад» -  иногда приходится использовать гербициды против сорняков на дорожках, но в остальном, никаких синтетических удобрений не применяется, чтобы яд не поступал в овощи через отравленную землю», - отмечает Аликс де Сен Венан.
 
Фауна, населяющая сад, особенно насекомые - самые ценные помощники, поэтому использование любых инсектицидов было запрещено. Сначала ущерб оказался довольно значительным - два года потребовалось, чтобы заработали все те хорошие рекомендации, которые обычно дают садоводу: присыпание золой (работа, которую приходится возобновлять после каждого дождя); «ловушки» для улиток и пр. Хороший экологический баланс установился уже через несколько лет, так как появилось естественное биологическое равновесие между вредителями и хищниками.
 
Компост делают из садовых отходов, навоза и дубовых листьев, собранных в парке, и используют полученные «зеленые удобрения» для улучшения почвы.
 
 
Сад открыт для посетителей, и графиня сама всегда готова поделиться красотой этого места с впечатляющим разнообразием овощей, фруктов, лекарственных и съедобных трав. Её «библией» является работа по овощеводству «Описание и основные овощные культуры в умеренном климате» Вильморин-Андрие, выпущенная в 1891 году. Она считает, что с тех пор не было написано более полного труда. Это огромный объем информации о сортах, времени посадки растений и др.
 
 
Бесполезно просто создавать «растительный музей», нужно вдохновить посетителей на собственные посадки, считает графиня. «Нужно, чтобы они посадили что-то у себя дома и попробовали нечто иное, чем те несколько сортов, что предлагаются нам в супермаркетах». В Вальмере можно отведать все, что там выращивается.
 
Аликс де Сен Венан стремиться найти в первую очередь местные сорта растений, приспособленные к климату и  почвенным условиям. Но её интересуют не только  дикорастущие пищевые культуры и овощные «реликвии», но и современные сорта с других континентов - как часть ботанического разнообразия. Одним словом, в сферу её интересов входит все то, что касается гастрономического, культурного, этнографического разнообразия в выращивании овощей. В Вальмере есть коллекция тыкв-горлянок (Lagenaria siceraria), знаменитая «тыквенная беседка». Эти разнообразные, необычной формы растения собраны со всего мира.
 
Нельзя не отметить сотрудничество со специалистами Института Вавилова в Санкт-Петербурге, которые сохранили в годы войны, вопреки всему большую коллекцию семян. После переписки и визита в Санкт-Петербург теперь в огороде графини Аликс де Сен Венан есть квадрат Вавилова с овощами из Института, их названия указаны на табличках.
 
В заключение своего выступления на семинаре, графиня отметила, что растения знакомят нас с другими красивыми садами и увлечёнными людьми, благодаря которым в садах Вальмер можно увидеть сегодня так много чудес.
 
 
В конце семинара, участникам представилась возможность продегустировать белое вино Vouvray chateau de Valmer, и оценить по достоинству его богатый вкус. Во время дегустации участники семинара смогли ещё лучше познакомиться друг с другом, пообщаться и обсудить интересующие вопросы в неформальной обстановке.
 
Наталья Ткаченко, специально для GARDENER.ru
В статье использованы материалы Дмитрия Баранова, Павла Блюменберга, Катерины Голубевой