Журнал "Зелёная стрела"
Меню раздела

Венецианская Биеннале: новые грани «итальянской жемчужины»

Поделиться

Вот это сюрприз! Для многих туристов, приехавших в Венецию впервые, становится настоящим открытием наличие в городе «на воде» множества великолепных садов и парков. Меж тем, вопреки расхожему мнению, это удивительно зеленый мегаполис. И венецианская Биеннале, которая в 2019 будет проходить садах Джардини уже в 58 раз, не только отличный способ приобщиться к современному искусству, но и открыть для себя новые грани «итальянской жемчужины».

«Сложилось так, что Венеция
есть возлюбленная глаза.
После него все разочаровывает»

И. Бродский «Набережная неисцелимых»

Ее воспевали в своих произведениях Ахматова, Блок, Брюсов, Лермонтов, Пастернак, и – конечно – Иосиф Бродский, считавший, что «все мы венецианцы», черпавший в древних стенах вдохновение и обретший, в конце концов, покой на венецианском острове Сан-Микеле. Венеция служит объектом восхищения и поклонения и в наши дни. И не в этом ли символичность, что экспозиция русского павильона на Биеннале в этом году будет посвящена Эрмитажу – великому наследию родного города поэта?

Легкие Венеции. Giardiani Veneziani. Приятная прогулка.

«На закате все города прекрасны,
но некоторые прекраснее.
Рельефы становятся мягче,
колонны круглее, капители кудрявее,
карнизы четче, шпили тверже,
ниши глубже, одежды апостолов складчатей,
ангелы невесомей»

И. Бродский «Набережная неисцелимых»

Место проведения международного фестиваля Биеннале – Венецианские сады, существующие со времен Наполеона, – возглавляют рейтинг самых популярных парков Венеции и считаются здесь одной из красивейших парковых зон. Находится в пешей доступности от площади Сан-Марко.

«Этот город не годится в музеи,
так как сам является произведением искусства,
величайшим шедевром, созданным нашим видом.
Вы ведь не оживляете картину, тем более статую.
Вы оставляете их в покое, оберегаете их от вандалов
– орды которых могут включать и вас»

И. Бродский «Набережная неисцелимых»

Свежий воздух, пение птиц, спасительные даже в самый изнурительный зной тенистые кроны и уютные широкие аллеи для прогулок. И не подумаешь, что когда-то здесь было болото. Своим появлением сад обязан Франции, завоевавшей Венецию в 1806 году, и лично Наполеону, который распорядился в 1807 году разбить на этом месте аллеи для прогулок. Строительство длилось 4 года. Правда, для этого пришлось уничтожить древние монастыри, щебень которых ушел на засыпку прибрежной территории. Но, как говорится, желания императора превыше всего. В парке установлено несколько скульптур. За каждой из них – увлекательная история. Среди них и памятник национальному итальянскому герою Гарибальди. Но, пожалуй, больше всего эмоций вызывает трогающий за душу монумент мужчины с мраморными санями и двумя ездовыми собаками.

Это полярный исследователь граф Франческо Кверини, в 1899 году граф отправился по морю на Северный Полюс, но, к сожалению и горю родных, так и не добрался. О нем, кстати, упоминает Бродский в своем автобиографическом эссе:

«Я подумал было рассказать... об одиноком памятнике Франческо Кверини
и двум его собакам из истрийского камня,
похожего, по-моему, цветом на последнее, что он видел,
умирая, в конце своего злополучного путешествия на Северный полюс -
бедному Кверини, который слушает теперь в обществе Вагнера и Кардуччи
шелест вечнозелёных в Giardini»

И. Бродский «Набережная неисцелимых»

Наряду с путеводителем, «Зеленая стрела в преддверии поездки в Венецию рекомендует к прочтению роман «Набережная неисцелимых», буквально пронизанном любовью к этому городу. После чего это поездка к «королеве Адриатики» приобретет особый, глубинный смысл и запомнится на всю жизнь.

Viva Arte Viva - Да здравствует живое искусство!

«Вдруг захотелось выпить. Я свернул на Сан-Марко….
…..и окинул взглядом 400 окон пьяццы.
Она была абсолютно пустая, ни души.
Кругловерхие окна тянулись в своем обычном
сумасшедшем порядке, словно геометрические волны.
Этот вид всегда напоминал мне римский Колизей,
где, по словам одного моего друга,
кто-то изобрел арку и не смог остановиться»

И. Бродский «Набережная неисцелимых»

Начиная с 1895 года, Giardini Veneziani еще и место паломничества любителей современного искусства. Biennale Arte. Раз в два года (по нечетным) 30 павильонов, представляющие разные страны, распахивают свои двери для гостей со всего мира. Русский павильон, созданный Алексеем Щусевым в 1914 году, сравнивают с Казанским вокзалом. Американский – со зданием Капитолия. Но куда большее впечатление, безусловно, производят сами экспозиции. Пронзительные, сумасшедшие, зачастую непонятные, а порой бьющие своими аллегориями прямо в сердце – каждое биеннале – это отдельная страница в истории искусства. А сколько знаменитых личностей – художников, поэтов, дизайнеров, литераторов, представителей шоу-бизнеса там можно встретить! Вот как известный журналист и писатель Петр Вайль описывал посещение Венецианской Биеннале: « … Однажды в русской газете прочитал, что в Венеции проходит бьеннале инакомыслия. Сел на поезд и отправился в Венецию. И здесь имел удовольствие и счастье познакомиться с Синявским, с Бродским и с Галичем… В один из дней моего счастливого пребывания здесь, в кулуарах бьеннале, я увидел, что какой-то человек пытается пройти, а служитель его не пускает. Служитель говорил по-итальянски, а посетитель – только по-английски. К тому времени я жил уже четыре месяца в Италии и довольно много про себя воображал. Поэтому посчитал себя достаточно знающим язык, чтобы помочь человеку. И, что характерно, помог, о чем-то мы там со служителем договорились. Во всяком случае человека пропустили. Мы познакомились. Его звали Иосиф Бродский. Стихи его я, разумеется, знал, но откуда ж мог знать, как он выглядит!»

С тех пор, надо отметить, мало, что изменилось. Год за годом Биеннале в Венеции становится эпицентром культурной жизни и местом притяжения личностей мирового значения и романтических встреч. Не упустите шанс, с «Зеленой стрелой» стать частью этого масштабного перформанса.

«May You Live In interesting Times». Чтоб ты жил в интересные времена.

«День был теплый, солнечный, небо голубое, все прекрасно.
Спиной к Фондамента и Сан-Микеле, держась больничной стены,
почти задевая ее левым плечом и щурясь на солнце,
я вдруг понял: я кот. Кот, съевший рыбу.
Обратись ко мне кто-нибудь в этот момент, я бы мяукнул
Я был абсолютно, животно счастлив.
Разумеется, через двенадцать часов приземлившись в Нью-Йорке,
я угодил в самую поганую ситуацию за всю свою жизнь
– или так мне тогда показалось.
Но кот еще не покинул меня; если бы не он,
я бы по сей день лез на стены в какой-нибудь
дорогой психиатрической клинике»

И. Бродский «Набережная неисцелимых»

Выставка под названием May You Live In interesting Times будет проходить с 11 мая по 24 ноября 2019 года под кураторством Ральфа Рагоффа – директора лондонской галереи Hayward Gallery с 2006 года. Открытая в 1968 году, галерея Хейворд считается одной из самых ведущих публичных художественных галерей в Великобритании; Ругофф был художественным руководителем XIII Лионской биеннале 2015 года под названием La vie moderne. «58-я международная художественная выставка не будет иметь темы как таковой, - описывает Рагофф свое видение будущей экспозиции, - но будет освещать общий подход к созданию искусства и взгляд на социальную функцию искусства, охватывающую как удовольствие, так и критическое мышление. В ней будут представлены произведения искусства, исследующие взаимосвязь различных явлений и передающие родство с идеей, утверждаемой Леонардо да Винчи и Владимиром Лениным, что все связано со всем остальным. Выставка будет направлена на то, чтобы подчеркнуть идею о том, что смысл произведений искусства заложен в основном не в объектах, а в разговорах – сначала между художником и произведениями искусства, а затем между произведениями искусства и аудиторией, а затем между различными публиками.

«В Венеции двуногие сходят с ума, покупая и меняя наряды
по причинам не вполне практическим; их подначивает сам город.
Все мы таим всевозможные тревоги относительно изъянов
нашей внешности и несовершенства наших черт.
Все, что в этом городе видишь на каждом шагу,
повороте, в перспективе и тупике, усугубляет
твою озабоченность и комплексы. Вот почему люди,
только попав сюда – в первую очередь женщины,
но мужчины тоже, – оголтело атакуют прилавки.
Окружающая красота такова, что почти сразу
возникает по-звериному смутное желание
не отставать, держаться на уровне»

И. Бродский «Набережная неисцелимых»

В конечном счете, биеннале Arte 2019 стремится к идеалу, что самое главное в выставке – это не то, что она выставляет, а то, как зрители могут использовать свой опыт выставки впоследствии, чтобы противостоять повседневным реалиям с расширенных точек зрения и с новыми энергиями. Выставка должна открыть людям глаза на ранее неосознанные способы бытия в мире и тем самым изменить их взгляд на этот мир».

«При всей пригодности этого места
для медовых месяцев, я часто думал,
не испробовать ли его и для разводов
– как для тянущихся, так и для завершенных?
На этом фоне меркнет любой разрыв»

И. Бродский «Набережная неисцелимых»

Золотые львы Венеции

«В этом городе львы на каждом углу,
и с годами я невольно включился в почитание этого тотема,
даже поместив одного из них на обложку одной моей книги»

И. Бродский «Набережная неисцелимых»

Так в прошлой, 57-й Биеннале приняли участие 120 художников со всего мира. Публике представили и «Павильон радостей и страхов» и «Павильон шаманов»… Главный приз за лучший национальный павильон присудили Германии. Стеклянные платформы на стальных опорах, служащие одновременно полом и прозрачной крышей для наблюдения за 5-часовым перформансом «Фауст» произвели самое сильное впечатление. Смогла удивить искушенную публику и праправнучка Чарльза Дарвина, оформившая английский павильон. Биеннале Арт в 2017 оказалась самой посещаемой выставкой в Италии в течение нескольких месяцев. В 2019 обещают тоже немало сюрпризов. Согласитесь, увидеть эти инсталляции своими глазами, а не читать в газетах или смотреть по телевизору, - особое удовольствие. Поездка на Вененцианскую Биеннале станет одной из самой ярких эмоций в вашей жизни надолго. Главное, не забыть удобную обувь!