Международный ландшафтный форум
Ланшафтный форум
"Зелёная стрела"
11-12 ноября
Весенние причуды в садах Лиссабона
Весенние причуды в садах Лиссабона
Путешествие в Португалию
6 - 11 марта 2018 г.
Журнал "Зелёная стрела"
Меню раздела

Ландшафт по хорошим правилам

Каждую зиму я страстно желаю лета. Уральский холод за полгода настолько выматывает, что уже в декабре готова принести в жертву и священные Новый Год, и Рождество. Только и мечтаю: скорее бы эти снега растаяли. Но хорошо там, где нас нет: стоит нам где-то появиться — и тут же оно перестает казаться хорошим.

Вот и летняя жизнь, переполненная проектами и пахотой на ландшафтной ниве, в разгар сезона уже не кажется слишком привлекательной. И с новой страстью начинаю ждать — нет, не зиму, а всего лишь позднюю осень. А точнее — ноябрь. Хотя, в наших уральских широтах, ноябрь — это уже и есть зима. И по совместительству начало учебного сезона для таких тружеников ландшафта, как наша компания.

Нынешний образовательный тур начался с лекций Татьяны Койсман, дававшей в нашем городе мастер-класс: «Секреты успешного цветника». Напитавшись прекрасным, я отправилась искать ландшафтного учебного счастья в Санкт-Петербург на десятидневный семинар-интенсив.

Кстати, заодно и согрелась: осень в Питере, как по заказу, задалась в этом году на удивление тёплой и приятной.

****

СНиПы, ГОСТы, ГЭСНы — трудно придумать, что может звучать страшнее для творческого человека. От таких слов мурашки по коже, хочется зарыдать и зарыться, как страус, в песок с головой — сделать вид, что меня-то они уж точно никак не касаются.

Но, будь ты хоть самым лучшим в мире дизайнером, без соблюдения принятых в обществе норм и правил не обойтись, — так подгоняла себя на учёбу, уговаривая не передумать в самый последний момент и не рвануть с уроков куда-нибудь в Эрмитаж—  ведь в Питере так много соблазнов.

На всякий случай продумала ряд спасательных мероприятий: буду пить крепкий кофе при всякой удобной возможности, а на лекциях, как только начну засыпать, стану жевать резинку с ментолом — проверенный бронебойный способ, мёртвого воскрешает. Но СНиПы, ГОСТы и ГЭСНы освоить обязана. А иначе — никаких Мариинских театров и петербургских музеев.

Так, заранее напридумав страшилок,  прибыла на семинар Елены Русу по современным строительным нормам и документации, необходимой для руководства ландшафтными работами.

****

Елена РусуНа занятиях разбирали не только нормы и правила. Рассматривали примеры из практики. Вместе анализировали проблемы насущные. Вопросы сыпались, как осенние листья, казалось, что им не будет конца. У Елены Русу на всё был заготовлен ответ.

Она, словно фокусник из рукавов, выуживала полезную информацию: как действовать в затруднительных ситуациях, как правильно составить договор, как провести экспертизу участка, что где разместить — на каком расстоянии друг от друга. И поясняла тысячу, казалось бы, мелких, но, на самом деле важнейших моментов в трудовой деятельности ответственного и законопослушного подрядчика.

Ощущения складывались, будто присутствуешь не на скучных уроках по СНиПам, а принимаешь живое участие в популярном реалити-шоу на ландшафтно-строительную тематику.

После занятий я попросила Елену дополнительно ответить на некоторые вопросы и, в итоге, вышло небольшое интервью.

— Вы так неожиданно интересно и зажигательно рассказываете о строительных нормах. Честно, меня это удивило. Наверное, тема чем-то для вас важна и значима?

— Да, это очень важно. Я сама не дизайнер, но практик в ландшафтном строительстве с многолетним стажем. Закончила Брянскую Государственную Сельскохозяйственную Академию, по специальности учёный агроном-эколог, дополнительно прошла переподготовку по специальности инженер–сметчик в строительстве. Опыта набиралась в крупной строительной компании. Сейчас руковожу собственной ландшафтной фирмой под названием «Садовая парикмахерская».

Вот вы посмотрите, что имеем на данный момент в нашей отрасли? Разброд и шатания — кто в лес, кто по дрова — нет единых стандартов… А ландшафтные проекты? Иной раз ведь и не взглянешь без слёз: приносят филькину грамоту — красочную картинку, где и зацепиться-то не за что, чтобы начать воплощать в реальности. И, чтобы хоть как-то применить этот красивый эскизик, приходится, практически, полностью разрабатывать рабочий проект. А люди заплатили деньги, порой немалые.

К сожалению, зачастую заказчики не имеют даже малейшего представления — как должен выглядеть проект по благоустройству и озеленению? Что именно тот проект должен в себя включать, каким стандартам соответствовать. Действительно, откуда это знать людям? Но они обращаются к профессионалам и рассчитывают на качественный продукт.

Да, если бы пострадавшей стороной были только доверчивые заказчики, отдавшиеся в руки ладшафтникам и получившие на выходе невразумительные планы! Но порой и исполнители, из-за размытых формулировок в наших нормах и правилах, не имеют чётких представлений о стандартах!

— Я тоже заметила эту проблему. Наша компания занимается и проектированием, и озеленением. Заказчики, случается, приходят к нам с чужими проектами. Мне бывает очень стыдно за некоторых коллег. Почему же так выходит, как вы считаете?

— Изучив ситуацию, я поняла: есть, конечно, как в любом другом деле, и в нашей среде недобросовестные исполнители. Но, зачастую, коллегам просто недостаёт элементарных знаний. Прекрасно, должно быть, ощущать себя ландшафтным дизайнером, креативить и без удержу фонтанировать идеями. Но, наверное, следует иногда вспоминать, что кому-то ваши фантазии достанется претворять в жизнь. Скажу больше: кто-то за это будет нести ответственность! И всегда ли это возможно?

Сад, нарисованной на бумаге, может, конечно, некое время пленять разум клиента. Но придёт время, и человек захочет увидеть его у себя на участке. И вот наступает момент истины, не всегда приятный, к сожалению. Поэтому без знания современных строительных нормативов в ландшафтном деле не обойтись.

— А как изменились нормативы во времени? Ведь сейчас же, наверняка, действуют совершенно иные правила, чем, к примеру, пятьдесят лет назад? Или…

— С чего бы им сильно меняться? Да, появилось много новых материалов и технологий, но требования из прошлого века актуальны и сейчас. Есть небольшие дополнения, основы же осталось без существенных изменений. Другое дело, что и их-то не всегда торопятся выполнять.

—СНиПы, вы говорили на лекциях, могут отличаться в разных городах. А как они соотносятся с ландшафтными стилями? Сейчас столько направлений в ландшафтном искусстве. Всегда ли возможно их соблюдать? Вы наверняка сталкивались на практике с трудными случаями. Какой стиль самый сложный для выполнения норм?

—  СНиПы и их применение никак не влияют на ландшафтные стили. Другое дело, что, к примеру, сады строгой планировки, то, что мы называем классическим стилем, всегда в реализации труднее и затратней, чем свободные, пейзажные участки. Мы всегда стараемся подходить к работам в соответствии с современными техническими требованиями и действующими стандартами.

— Я поняла, что вы сами не проектируете, но, судя по нашей беседе, в стилях ландшафтных разбираетесь прекрасно. А какое направление вам по душе? Какие сады больше нравится делать?

— Очень люблю современные направления. Интересно делать новое, такое, чего прежде не приходилось. Мне интересно учиться, приобретать новый опыт, двигаться вперёд.

****

Закончив беседу, выключив микрофон и уложив в сумку карандаши с тетрадкой, с изумлением обнаружила, что запасы жвачки с ментолом не тронуты: начисто про них забыла. И кофе, хотя и пила, но исключительно утром, чтобы проснуться. Все три дня, что Елена читала нам лекции, взбадривающие средства оказались без надобности. И без того слушали не отрываясь. Образовательный процесс был построен живо, а материал подавался в столь простой и увлекательной форме, что до сих пор не верится: разве можно так говорить о СНиПах? Песнь песней царя Соломона на ландшафтно-нормативную тему…

Оказывается всё возможно, если занимаешься любимым делом, а не размениваешь жизнь по пустякам.

Отдельное спасибо Дмитрию Баранову и Международному ландшафтному центру «Зелёная стрела» за организацию интересного семинара.

Страница Елены Русу на сайте "Зелёная стрела"

Материал опубликован на сайте Design Project. Улица мастеров

 

Автор: