Сады и парки Кореи
Сады и парки Кореи
Цветение Королевской вишни
10 - 17 апреля 2018 г.
Обучение
Меню раздела

Январь 2018

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
 
 
 
 
 
 
 
8
9
10
11
12
13
14
 
 
 
 
 
 
15
16
17
18
19
20
21
 
 
 
 
22
23
24
25
26
27
28
 
 
 
 
 
29
30
31
1
2
3
4
 
 
 
 

Человек и природа в зеркале искусства с Татьяной Матвеевой

Когда: 
12 марта - 04 апреля 2018 г.
Время проведения: 
с 18.30 до 21.30
Город: 
Санкт-Петербург
Адрес: 
Миллионная ул., д.29, пом 11 Н
Преподаватель: 
Количество академических часов: 
28
Стоимость участия: в цикле лекций (абонемент) - 5000 руб. Участие в одной лекции - 800 руб.
До старта программы осталось:
Записаться

Искусство родилось на заре человечества и является отражением человеческой деятельности. Человечество прошло длинный путь. Его неоценимый опыт содержится в произведениях искусства - всё культурное наследие можно назвать «летописью» человеческой жизни. Каждая последующая эпоха была ответом на вопросы, поставленные предыдущей эпохой, и ставила новые вопросы грядущей эпохе.

Не просто разобраться в современных жизненных процессах. Наше время становится как будто спрессованным, все происходит во много раз быстрее, чем прежде.  Читая «летопись» прошедших веков, можно обнаружить закономерности развития человечества, предугадать будущее и не повторять прошлых ошибок. Эти законы применимы на всех уровнях, от социума до конкретных нас, здесь присутсвующих, в нашем времени и моменте.

Предлагается экскурс по всей истории, отраженной в памятниках искусства, состоящий из восьми лекций, по 4 академических часа каждая.  Лекции читает Татьяна Алексеевна Матвееева - наш проводник по Выборгу-Монрепо, Великому Новгороду, Пскову, архитектуре Петербурга. Татьяна Алексеевна известный искусствовед, художник, культуролог, свободный исследователь, увлеченный и увлекающий человек.

Организованы кофе-паузы.

I. 12 марта, понедельник. Развитие отношений человек – природа в эпоху первобытных обществ.

Синкретизм – то есть неразрывность человека и природы на самых ранних этапах человеческого общества. Анимизм – одушевление всех объектов природы. Зооморфизм – космос в иконографии животных в эпоху Палеолита (древнекаменном веке): пещерные росписи в свете новых археастрономических научных открытий. Сакрализация животных и первые ритуалы. В эпоху Мезолита (среднекаменном веке)  человек выделяет себя из среды животных, о чем повествует мезолитическая иконография – письма в рисунках, как рассказ о деятельности человека и передача опыта последующему поколению. В эпоху Неолита (новокаменном веке) происходит «Приручение» природы: земледелие и скотоводство, складывается представление о мире, деятельность человека вписывается в модель мира, формирование  культовых обрядов, в которых проигрываются  природные процессы. Все явления и процессы в природе передаются в устных формах - мифах, сказках… Возникновение традиционных культур, проекция которых можно найти в современной повседневной жизни.

II. 14 марта, среда. Бог – человек – природа в мифологических моделях в эпоху Древнего мира.

В преддверии возникновения древних цивилизаций формируется устойчивая традиционная культура с фольклорно – обрядовым наследием. Полностью сформированы  модели мира, в которых каждому явлению природы, в том числе и человеку, определено своё место.   Сакрализация природы:  вода, камень, священные горы, священные рощи, деревья, источники…  Священные пейзажи и культовая архитектура – диалог с Небом. Роль природы в отношении человека с богами. Жертвоприношение как договор людей с Богами. Сады древних цивилизаций как подобие небесной природы.  Древняя архитектура как создание из природных материалов, так и отражение природы. Соотношение иерархии миров и богов с классовой иерархией древнего общества. Архитектура – главная летопись человечества: обо всём читаем во фресках и рельефах храмов. Крушение Древнеримской империи, зарождение монотеистических религий, изменение отношений человека к миру, а значит и самого человека.

III. 19 марта, понедельник. Человек и природа в средневековой картине мира -

 Дуализм – главное определение мировоззрения средневекового человека: резкое непримиримое разделение мира горнего – небесного и мира дольнего – земного. Организация городского пространства – все дороги ведут в храм. Место храма в природном ландшафте. Модели средневековых храмов как модели мира на примерах романских, готических, византийских и русских храмов. Монастыри – феномен средневековья. Символика элементов растительного и животного мира в искусстве средневековья. Монастырские сады как подобие небесного рая. «Человек – червь, ползающий по земле». Подвиги святых. Личина – лицо – лик в иконографии. 

IV. 21 марта, среда. Человек в картине мира эпохи Ренессанса.

Пересматриваются христианские тексты и новое их понимание. Акцент на том, что человек – главное творение бога по своему образу и подобию. Антропоцентризм – человек в центре вселенной – определяющее  понятие  мировоззрения в эпоху Возрождения.  Огромный интерес и изучение вновь открытого  наследия античной культуры. Влияние  древнеримской культуры на формирование искусства ренессанса. Изменение иконографии христианских сюжетов. Пантеизм – обожествление природы. Сады как преображенная земная природа. События на фоне пейзажа ранней весны в картинах раннего и высокого ренессанса как надежда на возможность создания рая на земле. Титанизм и его обратная сторона. Крушение идей, поражение в войне, торжество без-образ-ия.  Трагизм позднего Возрождения. Все метаморфозы этой яркой эпохи представлены в шедеврах живописи, скульптуре, поэзии… 

V. 26 марта, понедельник. XVII век. «Песчинка в лабиринте вселенной».

Открытия Коперника и Кеплера – переворот привычной картины мира. Геоцентрическую картину мира сменяет гелиоцентрическая. Открытие бесконечности вселенной стирает привычные ориентиры, человек чувствует себя крошечной песчинкой в необъятных просторах вселенной. Эпоха ставит новые вопросы, в искусстве – новые сюжеты. Барокко – самый фантастический, драматический и динамичный стиль с высоко духовным содержанием. Вечно актуальная античная классика, обращение к которой подарило прекрасное искусство Ренессанса, вновь становится уместной в новых исторических условиях нового времени – рождается стиль классицизм, прослужившему человечеству несколько последующих веков. Регулярные сады – приглашение на седьмое небо, в мир, где живут боги. Вопросы и ответы эпохи на языке искусства.

Возможна по желанию экскурсия  «Санкт – Петербург – библиотека архитектурных стилей в контексте мировой культуры».

VI. 28 марта, среда. Картина мира и место человека в ней в эпохи Просвещения и Романтизма.

Эпоху Просвещения можно назвать «под эгидой разума», когда человек пытается постичь природу своим разумом. Естествознание – одно из первостепенной деятельности человека. Философия вместо религии, энциклопедия заменяет библию. Утопическое упование на образование, преобразующее человека и государство. И опять новые идеи эпохи вооружаются культурным наследием античной классики. Крушение иллюзий приводит к смене мировоззрения и … рождению новой эпохи Романтизма. Хаос как преддверие космоса, неизбывный источник для творчества. Мятежность в образах природы и человека. Ищущая беспокойная и бунтующая  душа. Уникальность и неповторимость человеческой души, первый разговор об одиночестве. Пейзажные сады созданные, по словам Д. С. Лихачева, поэтами, писателями, философами и знатоками искусств – не архитекторами и не садоводами.

VII и VIII. 02 апреля, понедельник и 04 апреля, среда. На рубеже ХIХ – ХХ веков. «Всё сначала, только без бога»

Во второй половине 19в. наступает  торжество материализма. «Капитал»  К. Маркса, в искусстве – реализм. Научно- технический прогресс.  Капитализм на престоле мировой экономики. Крушение всех ценностей. Десакрализация августейших персон.  Революции – войны – революции. Массовые убийства и самоубийства. От восторга до отчаяния в спектре восприятии всего нового. Мир перевернулся. Тотальное одиночество. Урбанизация поглощает природу. Великие открытия и ужасные катастрофы. Великие научные открытия явились не только достоянием прогресса в стремлении к прекрасному будущему, но и причиной страшных катастроф. Человек и природа в калейдоскопе новых опытов в искусстве. Рождение кинематографа.
Как жить дальше? Вопрос, переходящий по эстафете от эпохи к эпохе. Как ответить на этот вопрос современникам, может подсказать опыт пережитых эпох.
 

Запись: просто заполните поля с именем и контактными данными и нажмите "Отправить"

У вас есть бонус в размере 1000 рублей как у члена Клуба "Зелёная стрела". Вы можете воспользоваться им сейчас либо оставить на следующий раз.
Мы постоянно работаем над улучшением качества наших услуг. Для этого нам важно знать, откуда вы про нас узнали.
Мы не заваливаем наших клиентов горой писем. Мы описываем лишь самое интересное. От нашей рассылки вы сможете отписаться в любой момент.
Вы можете оплатить выбранную программу сразу - это быстро, просто и удобно. Для этого отметьте "Да" - вы будете перенаправлены на страницу с формой оплаты. В противном случае мы сообщим вам о способах оплаты позже, связавшись с вами

Записаться по телефону или email

Вы также можете записаться по телефонам:
8-812-612-86-82
8-921-302-27-63
8-921-893-63-61
8-921-956-99-35

Или написав письмо на электронный адрес: info@zstrela.ru (не забудьте указать выбранную вами программу и ваши контактные данные)